Развитие ребенка в 1,5 года

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Прыжки

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Танцы

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Физическое развитие ребенка в 14 месяцев

Сейчас основные силы организма направлены на развитие мозга, поэтому с физической стороны уже не будет таких резких ежемесячных изменений. Самый наглядный признак взросления здесь – это прорезывание каждого очередного молочного зуба. К 14 месяцам у деток их может быть от 6 до 12. Но большее или меньшее количество не считается критичным отклонением от нормы.

Совершенствуется двигательная активность. Многие малыши уже неплохо самостоятельно передвигаются, другие готовы уверенно стоять на ножках и ходить за руку со старшим. В любом случае ребенок уже способен сам держать равновесие и даже балансировать ручками при пошатывании. В большинстве случаев детки умеют вставать на ноги без опоры, а также приседать на корточки и подниматься обратно.

Зрение

Малыш начинает проявлять больший интерес к ярким цветным картинкам и детским книжкам. Может завороженно рассматривать новую игрушку длительное время. Сейчас уже можно называть основные цвета в игре с ребенком. Первым малыш начинает отличать красный цвет, чуть позже идет желтый, зеленый и синий осознаются в последующее время. Поэтому изучение цветов стоит начать именно с красного и желтого.

Слух

Восприятие звуков совершенствуется с каждым месяцем. Теперь малыш может легко узнать близкого человека по голосу. Например, услышав знакомый тембр из другой комнаты, кроха поймет, что пришла бабушка.

Речь

Речевое развитие ребенка в 14 месяцев очень индивидуально. Оно зависит от генетических предрасположенностей, личных особенностей развития организма, участии родителей в этом процессе. Принцип здесь прост – чем больше вы разговариваете с ребенком (читаете книжки, рассказываете сказки), тем богаче будет его пассивный словарь. В этом возрасте детки понимают больше, чем могут произнести. Обычно словарный запас пока небольшой – от 5 до 25 слов. В то время как пассивный словарь может насчитывать 50-60 слов. Поэтому ребенок может осмыслить обращенную к нему речь, уже четко знает слова «да», «нет», «нельзя». Также малыш пробует общаться простыми слогами, имитирующими слова.

Моторика

В 1 год и 2 месяца малыш активно использует жесты. Теперь это не только указание пальчиком на нужный предмет, но и хлопанье в ладоши, кивание головой в знак согласия, махание ручкой при прощании. Мелкая моторика продолжает улучшаться. Ребенок уже способен собрать полностью пирамидку. Особо самостоятельные малыши могут снимать с себя носочки и шапочку.

Эмоции

Уровень развития психики уже позволяет ребенку соотносить реакцию взрослых со своим поведением. Например, когда мама похвалила за что-то малыша или проявила восхищение, он непременно будет стараться повторить данное действие. Именно в этом возрасте уже проявляются очертания будущего характера. Постепенно ребенок начинает осознавать себя, как личность, отдельную от мамы или папы. И естественно, стремится отстаивать свои права. Более норовистые детки проявляют первые признаки негативизма. Что бы ни сказала мама, все делается наоборот

Здесь родителям важно понимать, что этот период – важный этап становления личности. Поэтому стоит запастись терпением, реагировать спокойно на бурные проявления

Не нужно идти у малыша на поводу, но в то же время и метод постоянных запретов не лучший вариант. К ребенку придется искать подход.

Как поддерживать развитие ребенка в 14 месяцев

Каждый малыш развивается по своему персональному сценарию. Но для всех деток после года будут полезны различные стимулирующие развитие занятия.

  • Озвучивайте все свои действия при ребенке, давайте описание окружающий предметам. Например: «Сейчас мы будем кушать. Давай сядем за столик, возьмем тарелочку и нальем в нее суп», «Посмотри, какой красивый цветок. Он красного цвета». Это поможет малышу расширить пассивный словарь, что развивает речевые навыки.
  • Изучайте вместе предметы различной формы и свойства разных материалов. Ребенок в 14 месяцев уже хорошо отличает шар от кубика и способен понять назначение каждого. Также малышу полезно будет тактильное восприятие разнофактурных материалов. Можно мять и рвать бумагу, перекладывать камушки из коробочки в коробочку, пересыпать крупу. Во время таких игр нужно помнить о безопасности и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.
  • Учите малыша простым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока», «спокойной ночи».
  • Отточить навыки ходьбы поможет цветная ленточка, разложенная на полу. Также полезно будет перешагивать через небольшие игрушки и подниматься по низким ступенькам.
  • Играйте в пальчиковые игры.
  • Стимулируйте активность малыша в движениях. Например, вместе сложите раскиданные по комнате игрушки на диван, а потом в коробку.
  • Привлекайте всех членов семьи к занятиям с ребенком. Разностороннее общение положительно скажется на развитии малыша.

Что умеет делать малыш?

Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:

  1. Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
  2. Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
  3. Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
  4. Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
  5. Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
  6. Убирать за собой игрушки.
  7. Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).

Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.

Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.

Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.

В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.

Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак 20 %
Обед 35 %
Полдник 15 %
Ужин 20 %
Перекус 10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару

Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин Перекус (по желанию ребенка)
Понедельник Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. Творог.Морковное пюре.Молоко. Кефир.Хлеб пшеничный.
Вторник Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный Йогурт.Сухарик.
Среда Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. Свекольное пюре.Печенье. Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный.
Четверг Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. Пудинг молочный.Морс.Печенье. Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. Кефир.Хлеб пшеничный.
Пятница Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко.Сухарики. Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. Молоко.Хлеб пшеничный.
Суббота Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог с молоком.Хлеб пшеничный. Йогурт.Хлеб пшеничный
Воскресенье Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. Простокваша.Сухарики.Груша. Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. Кефир.Печенье.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

Моторика

  • Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
  • В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
  • В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны

Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

Рацион питания в 14 месяцев: что можно кушать

Меню малыша в это время уже сильно изменилось.

Некоторые дети ещё остаются на грудном вскармливании, но это не значит, что их пищу не нужно стараться разнообразить.

У ребёнка уже появляются новые зубы, а это повод ввести в рацион новые продукты, не забывая при этом о сбалансированном питании.

Примерное меню:

  1. Завтрак: малышу лучше, как прежде, давать кашку, но при этом уже не измельчать её так сильно, а лучше разваривать крупу. Полезными для ребёнка будут овощи, творог, яйца, рыбные и мясные пюре. Попить предложите чай, морс или молоко.
  2. Обед: обязательно давайте супы – овощные, мясные, второе блюдо подавайте с гарниром, можете побаловать ребёнка сладким после основного приёма пищи, дать ему компота, суфле или киселя.
  3. Полдник: подайте малышу какое-нибудь кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем, но не переусердствуйте. Если полдник будет слишком тяжёлым, то ребёнок будет мало съедать за ужином.
  4. Ужин: постройте на основе завтрака. Малышу не нужно набивать живот перед сном, пусть еда будет лёгкой и быстро усваиваемой.

Рецепт блюда

Морковно-тыквенная запеканка.

Для детей такое блюдо лучше готовить на пару – в мультиварке или устроив водяную баню.

Вам понадобятся:

  • Тёртая морковь — 200 мл
  • Тёртая тыква — 200 мл
  • Молоко — 100 мл
  • Сахар — 1 стл. л.
  • Манная крупа – 2 ст. л.
  • Яйцо – 1 шт.

Кусочек тыквы почистите, промойте и натрите на тёрке, также натрите помытую и очищенную морковь. Старайтесь, чтобы моркови и тыквы было одинаковое количество.

Налейте молоко в кастрюлю и дождитесь его кипения на слабом огне, не забывайте помешивать. Положите в посуду тыкву и морковь, убавьте огонь для тушения овощей. Когда всё молоко испарится и впитается, снимите кастрюлю с огня и охладите.

Вбейте яйцо и добавьте сахар, хорошо перемешайте. Кладите сахар в зависимости от того, сколько его ест Ваш ребёнок. Положите манку и снова перемешайте так, избегайте образования комочков.

Возьмите небольшую глубокую тарелочку, переложите в неё половину теста. Налейте в кастрюлю 1,5-2 см воды поставьте в неё тарелочку с тестом, накройте крышкой и поставьте на небольшой огонь.

Не давайте воде сильно закипать, следите, чтобы брызги не попадали в тарелку. Не забывайте следить, чтобы вода полностью не выкипела, иначе тесто быстро впитает запах гари.

Дождитесь закипания воды, затем подождите еще около 20-25-ти минут. Запеканка готова. Если хотите подсластить, присыпьте сверху сахарной пудрой.

Что должен уметь ребенок

  • пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
  • хорошо выполняет;
  • делает автоматически.

Физические навыки:

  • Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
  • Ходить задом наперед;
  • Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
  • Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
  • Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
  • Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
  • Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
  • Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
  • Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • При помощи взрослого делать кувырок вперед;
  • Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
  • Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
  • Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.

Бытовые навыки:

  • Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
  • Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
  • Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
      • моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
      • чистит зубы;
      • моется сам, под контролем взрослого и т.д.
  • Следит за собственной опрятностью;
  • Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
  • Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
  • Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
  • Старается беречь игрушки, книжки, одежду.

Интеллектуальные навыки:

Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т

д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т

д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв

Навыки годовалого ребенка

Стоит отметить, что все дети разные, поэтому развиваются они в своем индивидуальном темпе. У каждого малыша освоение своих возможностей происходит в разное время. Однако в среднем в год ребенок должен уметь:

  • стоять без поддержки;
  • активно ползать (некоторые дети минуют этап ползания, вместо этого они начинают сразу ходить);
  • ходить с поддержкой взрослых или самостоятельно;
  • подниматься на ноги, приседать и выпрямляться;
  • влезать на диван, кресло, кровать и спускаться на пол;
  • открывать и закрывать коробки, банки и уметь складывать в них игрушки;
  • играть с различными предметами (посудой, головными уборами, обувью и т. д.);
  • подражать действиям взрослых и сверстников (копать ямки в песке, хлопать, стучать, «причесываться» и т. д.;
  • брать руками мелкие предметы (ластик, пуговицы и т. д.).

В эмоционально-социальном развитии малыша в этом возрасте также происходят различные изменения. Так, годовалый ребенок должен уметь:

  • узнавать близких;
  • насторожиться или заплакать при появлении незнакомого человека;
  • проявлять свои эмоции: обнимать маму с папой, любимую игрушку, целовать их;
  • самостоятельно листать книжки, указывать по просьбе родителей на тот или иной рисунок;
  • радоваться веселым играм и новым игрушкам;
  • выражать свое недовольство с помощью мимики (плачем, криком, писком);
  • с интересом смотреть на свое отражение в зеркале, строить рожицы.

В этот период специалисты также рекомендуют обратить внимание на речевое развитие малыша. В год ребенок должен уметь понимать речь и активно на нее реагировать: повторять за сверстниками слова, которые он знает; подражать взрослым, повторяя за ними новые слова; выполнять простейшие просьбы, например, «положи», «дай», «открой», «принеси» и т

д.; понимать значение слова «нельзя»; знать свое имя и реагировать на него; узнавать окружающие его предметы и по просьбе родителей показывать на них.

Безопасность

Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.

Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной. На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола. Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.

Психологическое формирование

Психология годовалого ребенка предполагает активное передвижение по помещению, познание окружающего мира: он учится произносить слова, испытывает первые впечатления и проходит стадию психического формирования. Ребенок начинает отделяться от родительской опеки, учиться самостоятельности, открывает для себя свое «Я». Малыш все больше времени проводит в комнате за складыванием кубиков, раскладыванием игрушек.

Иногда в ходе освоения навыков малыш воспринимает какое-либо действие отрицательно, от этого происходит сбой в его поведении. Такой период характерен капризами, непостоянством настроения. Родительская забота и терпение способны сгладить неприятные впечатления ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние.

Занятия с малышом

Игры

Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.

Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.

Примеры игр:

  1. Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
  2. Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.

Игрушки

Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.

Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.

Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.

Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.

Режим дня и сна

Как и до 14-ти месяцев в распорядке дня малыша сохраняются главные положения: сон, питание, прогулки.

Вносите изменения, исходя их индивидуальных потребностей ребёнка.

В дневное время не забывайте о прогулках. Если за окном тепло, то планируйте день так, чтобы гулять с крохой два раза в день по 2-3 часа.

Зимой сокращайте время прогулок на улице до одного часа, если Вы видите, слишком холодно, то, возможно, стоит остаться дома.

Вы можете постепенно сокращать дневной сон с двух раз по 1- ,1,5 часа до одного на 1,5-2 часа. Присмотритесь к поведению малыша. Если он оба раза в день спит спокойно, то перемените с переходом, а если замечаете, что он, наоборот, постоянно просыпается и плохо спит, то это самое время сменить двухразовый сон на более длительный одноразовый.

Предметно – манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.

На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.

Предметные развивающие игры

Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:

  • постройка башни из 3 – 5 кубиков;
  • нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
  • собирание матрешки;
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • игры с песком;
  • игры с водой;
  • различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
  • пазлы из двух половинок;
  • игры с машинками и другим транспортом;
  • музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.

Продуктивная предметная деятельность

В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.

Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.

В качестве инструментов можно использовать дополнительно:

  • краски,
  • штампы,
  • губку,
  • зубные щетки,
  • толстые палочки с намотанной на них ватой,
  • ватные диски.

ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»

В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.

Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.

Физические параметры в год и пять месяцев

Вес ребенка в этот период составляет 8,5 – 12 кг. Это только примерные цифры. Не стоит переживать, если вес немного отклоняется в большую или меньшую сторону. Если все другие параметры в норме, то небольшие отклонения допустимы. Многое зависит от генетики, если родители крупные, то скорей всего и малыш будет таким же. У худощавых родителей дети также будут мельче своих сверстников.

Показатель роста в этом возрасте обычно равен 76,8 – 73,9 см. Это является нормой. Здесь также возможны незначительные отклонения в зависимости от генетики.

Оптимальный обхват головы составляет 44,7- 48,5 см.

Количество зубов в этот период может колебаться от 8 до 12. Обычно в 1 год и 5 месяцев у ребенка уже есть все нижние и верхние резцы и начинают появляться клыки. Если этого не происходит, не стоит расстраиваться, просто время еще не пришло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector