Признаки и причины дцп у ребенка, методы лечения детского церебрального паралича

Лечение

Родителям стоит понимать, что полное излечение от данного недуга невозможно. Но регулярные комплексные реабилитационные меры способны в значительной степени улучшить качество жизни ребенка. Чем раньше они будут начаты, тем выше вероятность того, что человек сможет вести нормальную жизнь в будущем. Детский мозг развивается и изменяется очень активно, именно поэтому ранняя реабилитация является самым эффективным методом лечения.

Она включает в себя следующие процедуры, направленные на восстановление функций, пострадавших вследствие прогрессирования недуга:

  • массаж для поддержания мышечного тонуса в норме;
  • регулярная лечебная гимнастика и занятие на специальных тренажерах позволяют маленькому пациенту научится держать равновесие и ходить;
  • физиотерапия, электрорефлексотерапия успешно применяются для улучшения координации, дикции и речевой функции.

Для улучшения функционирования мозга, лечения судорог может назначаться медикаментозная терапия. Для некоторых пациентов может потребоваться оперативное вмешательство. Хирурги рассекают или удлиняют сухожилия тех мышц, которые ограничивают движение.

Если вы подозреваете у вашего ребенка ДЦП или уже имеете подтвержденный диагноз, но не знаете, как организовать правильную реабилитацию — обращайтесь в клинику в Daily Medical. Наш опытный детский невролог сможет провести полноценную комплексную диагностику и назначит дополнительные исследования для установления точного диагноза и определения необходимых реабилитационных мероприятий. Прием маленьких пациентов ведет опытный детский врач невролог высшей категории Теренкова Татьяна Аркадиевна. В клинике вы сможете пройти все необходимые диагностические мероприятия, сдать анализы и получить консультации смежных специалистов. В Дейли Медикал работают специалисты, которые умеют находить подход к маленьким пациентам, так что прием у доктора пройдет для малыша в комфортной обстановке. Для этого на всех этапах диагностики родители всегда присутствуют рядом и поддерживают его. 

Все дополнительные вопросы вы можете задать по телефонам, указанным на странице Контакты на нашем сайте. Записаться можно онлайн, для этого просто заполните соответствующую форму, выберите нужную дату приема и специалиста, к которому вы хотели бы попасть. После отправки формы ожидайте подтверждения от менеджера и приходите к нам в клинику в выбранное время. 

Излечим ли церебральный паралич?

В данном случае лучше говорить о “заботе” или “бережном отношении” к инвалиду, “умении оказывать помощь”, чем о “лечении”; это значит — создать условия для максимальной реализации ребенком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. И нужно начинать как можно раньше — с ранней диагностики младенца с признаками задержки (или расстройства) развития, т.к. выявление заболевание на ранних периодах жизни позволяет улучшить здоровье ребенка. Восстановительные программы должны начинаться как можно раньше.

Такие программы включает в себя различные занятия ребенка^

  • его обучение;
  • занятия по развитию речи и слуха;
  • проведение занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка;
  • занятий по развитию эмоциональной сферы.

Программы такого «менеджмента» должны включать в себя контроль за движениями ребенка, его обучением, речью, слухом, социальным и эмоциональным развитием. В соответствии с различными программами физиотерапевты, терапевты, учителя, медсестры, социальные работники и другие профессионалы помогают как семье, так и ребенку. (С использованием соответствующих медикаментов, оперативного вмешательства, ортопедических аппаратов и т.д., способствующих улучшению нервно-мышечной координации и устранению, либо предотвращению дисфункции).

Когда инвалиды становятся взрослыми, они нуждаются в поддержке таких служб, как:

  • служба персональной помощи,
  • длительная терапия,
  • профессиональное и специальное обучение,
  • службы независимой жизни,
  • консультирование,
  • транспортировка,
  • реализация программ организации досуга и отдыха,
  • службы трудоустройства — все, что необходимо для развития.

Люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить в собственном доме . Большинству людей с церебральным параличом помощь необходима для того, чтобы, прежде всего, обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.

Принципы работы с детьми

С детьми, которые болеют ДЦП, необходимо заниматься как врачам, так и педагогам. Начинать работать лучше с раннего возраста детей — от 1 года до 3. Необходимо их водить на занятия, на которых будут обучать говорить, выполнять повседневные действия, обучат навыкам самообслуживания. Такие учебные центры ДЦП развивают способности взаимодействовать и общаться со сверстниками.

В работе с такими детками, большое внимание уделяют развитию речи и поведению в обществе. К каждому ребенку индивидуальный подход, который учитывает возраст, форму патологии

Обучение детей, как правило, проводится в группах в форме игры, которой руководит грамотный специалист. За движениями каждого ребенка внимательно наблюдают, неправильные движения корректируют, а верные – поощряют.

Для развития правильных навыков движений применяются специальные устройства и приспособления, предназначенные для поддержки головы, конечностей, туловища в нужной позе. Ребенок тренируется и изучает окружающее пространство.

Осложнения детского церебрального паралича

Осложнения формируются преимущественно в позднюю резидуальную стадию и включают, в первую очередь, ортопедическую патологию – формирование суставно-мышечных контрактур, деформаций и укорочений конечностей, подвывихов и вывихов суставов, сколиоза. Все они приводят к ограничению нормальной жизнедеятельности и невозможности самообслуживания.

Повышенная нагрузка и аномальное положение частей тела на фоне постоянной напряженности мышц могут привести к дегенеративным изменениям костей и формированию остеоартроза. Также эти изменения в сочетании с часто используемыми при ДЦП медикаментами становятся причиной снижения плотности костей и их повышенной ломкости (остеопении).

При выраженных дефектах и преимущественно лежачем образе жизни увеличивается вероятность развития целого ряда заболеваний, среди которых:

  • Пневмонии.
  • Попадание в дыхательные пути пищи, слюны.
  • Инфекции мочевыделительной системы.
  • Нейрогенные запоры и хроническая дисфункция желудочно-кишечного тракта. 
  • Пролежни.

При наличии дефектов речи и дефицита интеллекта осложняется процесс образования ребенка. Также дети с ДЦП, в силу имеющихся физических и умственных отличий, могут быть склонны к депрессивным расстройствам, вызванным социальной изоляцией. 

Стадии заболевания

В зависимости от возраста ребенка и возникающих у него симптомов ДЦП, принято выделять следующие стадии развития этой патологии¹:

  • Ранняя. Включает в себя период с рождения до 4-5 месяцев. Проявляется скованностью или вялостью, периодическими вздрагиваниями, судорожными припадками, угнетением врожденных рефлексов. Эти явления часто сочетаются с выраженными нарушениями дыхания, сердцебиения, повышенным внутричерепным давлением.
  • Начальная резидуальная. Охватывает возраст с 6 месяцев до 3 лет. В этой стадии начинают проявляться задержки в умственном и моторном развитии, из-за чего поздно формируются навыки сидения, ползания, ходьбы и речи.
  • Поздняя резидуальная. Наступает после 3 лет. При ней окончательно формируются признаки ранее упомянутых форм ДЦП, а также стойкие изменения – мышечные контрактуры и деформации. Становятся явными нарушения речи и интеллекта.

Симптомы детского церебрального паралича

Признаки и симптомы ДЦП сильно отличаются в зависимости от формы заболевания и особенностей поражения ЦНС. Наиболее типичные проявления³:

  • Изменение мышечного тонуса – его повышенность (гипертонус) или слабость скелетных мышц (гипотонус).
  • Скованность движений – спастичность.
  • Отсутствие баланса и мышечной координации.
  • Тремор или непроизвольные движения.
  • Задержка в развитии моторных навыков: сидения, ползания, ходьбы.
  • Боли при движении.
  • Деформации конечностей, их различная длина или размер в целом. 
  • Деформации грудной клетки и позвоночного столба.
  • Аномалии ходьбы, в том числе: ходьба на пальцах (видео 2), приседающая походка, чрезмерно широкие шаги, асимметричность шагов.
  • Чрезмерное слюноотделение, проблемы с глотанием, слабость сосательных рефлексов.
  • Задержки в развитии речи, неправильное произношение слов.
  • Трудности в обучении.
  • Невозможность выполнять точные движения, например застегнуть пуговицу. 
  • Эндокринные заболевания: ожирение, задержка роста, гипотиреоз.

При детском церебральном параличе патологический процесс может затрагивать все тело, а может ограничиваться одной конечностью или стороной туловища. При этом поражения ЦНС не изменяются со временем, поэтому симптомы обычно не ухудшаются с возрастом.

Видео 2. Прыгающая походка, хождение на пальцах при ДЦП. 

Самые ранние признаки ДЦП

Первые признаки заболевания в раннем периоде (от 3 до 6 месяцев) включают в себя:

  • Отставание головы от туловища при поднятии малыша с кроватки.
  • Движения ручек и ножек происходят рывками, с усилием или практически полностью отсутствуют. 
  • При пребывании на руках младенец выгибает спину и шею так, будто пытается оттолкнуть от себя. 
  • При поднятии с кроватки ножки становятся излишне напряженными, часто пересекаются между собой «ножницами».
  • У ребенка к 3-4 месяцам жизни не исчезают рефлексы, мешающие ему развиваться и ходить.

В возрасте 6-10 месяцев признаками ДЦП могут быть:

  • Отсутствие поворотов на бок при лежании ребенка на спине.
  • Невозможность соединить руки, видимые сложности при поднесении пальцев ко рту.
  • Протягивание за игрушкой только одной руки, в то время как другая сжата в кулак.
  • При ползании – отталкивание ребенка только одной рукой и ногой, подволакивание конечностей. 

Некоторые симптомы родителям непросто заметить, но явные маркеры должны вызывать настороженность и стать поводом для обращения к неврологу. Проконсультироваться с врачом следует, если ребенок не может поднять и и не держит голову к 3-м месяцам жизни, к 6-ти месяцам не может перевернуться, не ползает и не сидит в 10 месяцев

Рефлексы новорожденных, которые должны исчезнуть, если ребенок здоров. Фото: Samuel Finlayson / Wikipedia (CC BY-SA 4.0)

А – Асимметричный шейный тонический рефлекс.

B – Хватательный рефлекс. Фото: Wikipedia (Public Domain)

C – Рефлекс опоры. Фото: daihocyduoc / YouTube

D – Рефлекс Галанта. Фото: betapicts / YouTube

Аномалии мозга, связанные с церебральным параличом, могут также способствовать другим неврологическим проблемам, в том числе:

  • Косоглазию, нарушениям зрения и слуха из-за патологии черепных нервов.
  • Ограниченным интеллектуальным возможностям.
  • Судорожным припадкам, эпилепсии.
  • Нарушениям тактильного восприятия и чувства боли. 
  • Недержанию мочи.

Далеко не все дети с ДЦП имеют нарушения интеллекта. Зачастую сложно оценить умственные способности ребенка, которому сложно говорить и выполнять даже простые действия. Но это не означает наличие интеллектуального дефицита. 

Задачи лечения и реабилитации

Правильно подобранная терапия направлена на решение следующих задач:

  1. Необходимость побудить маленького пациента к развитию навыков передвижения, самообслуживания, движения рук и ног;
  2. Предотвращение развития контрактур (сгибания конечностей), нарушения осанки;
  3. Создание необходимых условий для психического развития ребенка, приобретения им речевых, письменных и социальных навыков.

Терапия, позволяющая частично восстановить двигательную активность, должна быть комплексной, включающей в себя различные способы лечения и коррекции. Выбор того или иного метода осуществляет врач.

Рекомендации по лечению воронкообразной деформации грудной клетки вы найдете на нашем сайте.

Медикаментозное

Ребенку назначают противосудорожные средства (Вальпарин, Эпилим), если имеют место судороги, а также препараты, способствующие устранению спазмов мышечной ткани (Диазепам).

Использование ноотропов и других препаратов для улучшения мозговой деятельности при ДЦП не дает никаких результатов, так как повреждения головного мозга в этом случае имеют необратимый характер.

Самолечение такими средствами может лишь навредить ребенку. Все лекарства, используемые в терапевтических целях, должен назначать только лечащий врач.

Массаж и ЛФК

Массаж и специальные упражнения, способствующие укреплению тонуса мышц, восстановлению осанки, предотвращению искривления позвоночника, ребенку необходимо делать на протяжении всей его жизни.

В первое время работать с малышом должен специалист, так как комплекс массажных движений и укрепляющих упражнений разрабатывается индивидуально для каждого ребенка, страдающего ДЦП.

Коррекция патологической позы

Изменения, происходящие в организме ребенка при ДЦП приводят к нарушениям опорно-двигательного аппарата, в результате чего организм не способен принимать физиологичное положение.

В этом случае формируются неправильные позы, которые нуждаются в коррекции. В противном случае возможно развитие стойкого нарушения осанки, формирование контрактур. Для коррекции применяют различные медицинские приспособления, такие как шины, лонгеты, бандажи.

Исправление контрактур хирургическим методом

Контрактура – сформированное в результате неправильного положения организма стойкое сгибание конечностей.

Данная патология нуждается в коррекции, в противном случае возможно развитие еще более серьезных последствий, таких как значительная деформация сустава, его вывих.

Для коррекции используют 2 разновидности хирургического вмешательства: хирургическому воздействию может подвергаться ахиллово сухожилие, либо мышечная ткань в области поясницы.

Иные способы

В зависимости от того, какие проявления ДЦП наблюдаются у ребенка, для более успешного лечения возможно использование и других методов, таких как:

  1. Физиотерапия, способствует расслаблению мышц, устранению болезненных спазмов.
  2. Занятия с логопедом позволяют устранить (или уменьшить) нарушения речи.
  3. Социализация ребенка (общение со сверстниками) поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
  4. Общение с животными (лошадьми, дельфинами) позволяет нормализовать эмоциональное состояние ребенка, улучшить его двигательную активность.

Каковы признаки повышенного внутричерепного давления у ребенка? Читайте об этом в нашей статье.

Формы гемипареза

По происхождению выделяют две формы гемипареза:

  • врожденную;
  • приобретенную.

По месту локализации заболевание подразделяют на:

  • центральный гемипарез – вызывается патологией пирамидного пути на участке от КГМ до передних рогов спинного мозга;
  • периферический гемипарез – возникает в результате повреждения ядер черепно-мозговых нервов, клеток передних рогов спинного мозга.

Преимущественно гемипарезом поражается противоположная повреждению сторона, что объясняется перекрещиванием нервов на участке, где продолговатый мозг переходит в спинной. Но встречаются случаи пареза именно на стороне повреждения.

По месту поражения болезнь классифицируется на:

  • правосторонний гемипарез – наиболее часто встречающийся вариант, диагностируемый у взрослых и сопровождающийся нарушением речи; расстройства проявляются в легкой или тяжелой степени выраженности;
  • левосторонний гемипарез – преимущественно встречается в детском возрасте, так как является одним из симптомов ДЦП, для этой формы характерны нарушения психики.

Отдельно выделяют в классификации спастический гемипарез, затрагивающий только конечности на одной стороне тела.

По характеру течения болезни выделяют:

  • острую форму – развивающуюся в короткий срок;
  • подострую – медленно прогрессирующую.

По степени тяжести гемипарез подразделяют на:

  • легкий;
  • умеренный;
  • глубокий.

Гемипарез по степени поражения диагностируют с учетом набранных баллов:

  • 5 баллов – двигательная активность в полной мере сохранена, сила в мышцах нормальная;
  • 4 балла – объем движений полностью сохранен, сила в мышцах незначительно утрачена;
  • 3 балла – двигательная активность нарушена существенно, но мышцы с трудом преодолевают силу трения, то есть конечность может оторваться от поверхности;
  • 2 балла – движения минимально сохранены, конечности могут двигаться по плоскости, не отрываясь от нее;
  • 1 балл – мышечная активность слегка заметна, движения в конечностях практически отсутствуют;
  • 0 баллов – двигательной активности нет, наблюдается полный паралич.

История

В 1860г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние детей не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой. Признаки таких поражений у детей долгое время называли “болезнью Литтла”, сейчас они известны как “спастическая диплегия”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны кислородным голоданием (гипоксией) при родах. Однако в 1897г., знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд, заметив, что дети с церебральными параличами часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических, предположил, что причина таких более глубоких поражений мозга коренится в патологии развития мозга младенца в более ранний период жизни — в период развития плода еще в утробе матери.

Несмотря на это предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов нашего века среди врачей и ученых широко было распространено мнение, что основной причиной ДЦП являются осложнения в процессе родов. Но в 1980г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены, что осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%. В большинстве случаев причины развития ДЦП не были выявлены. И с этих пор начались обширные исследования перинатального периода жизни: с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.

Ранние проявления ДЦП

Первые признаки, позволяющие заподозрить развитие у ребенка ДЦП, можно заметить еще на первом году жизни.

  1. Замедленное развитие двигательной сферы, речи и психики малыша.
  2. Задержка или полное отсутствие угасания врожденных рефлексов.
  3. Задержка развития или полное отсутствие рефлексов, которые должны сформироваться совместно с двигательным развитием малыша первого года жизни.
  4. Нарушенный тонус мышц.
  5. Усиленные сухожильные рефлексы.
  6. Появление ненужных непроизвольных движений и мышечных сокращений (синкинезий).
  7. Формирование неправильных положений конечностей.

Для того, чтобы как можно раньше поставить диагноз, врач педиатр и врач невролог четко должны знать последовательность и уметь грамотно оценить нервно-психическое развитие малыша первого года жизни.

Двигательное развитие ребенка идет в определенной последовательности, при этом угасают врожденные рефлексы и формируются выпрямляющие рефлексы, ребенок учится держать равновесие. Именно нарушение своевременной последовательности развития является одним из самых ранних признаков ДЦП.

При оценке развития также нужно учесть, что темпы развития недоношенных детей на несколько месяцев отстают (в зависимости от степени недоношенности) от темпов развития доношенных.

Еще один ранний признак ДЦП — это нарушение тонуса мышц. Мышцы здорового новорожденного находятся в физиологическом гипертонусе (повышенный тонус), поэтому ручки и ножки у малыша всегда согнуты, а кулачки сжаты и их довольно трудно разогнуть и разжать. Это состояние сохраняется до 3 — 4 месяцев.

Если повышенный мышечный тонус сохраняется после 4 месяцев, это говорит о перинатальном поражении ЦНС (с 28 недели беременности до первой недели жизни) и угрозе развития ДЦП. Снижение мышечного тонуса у новорожденного также является признаком перинатального поражения ЦНС, однако у недоношенных детей она может считаться нормой первые несколько месяцев жизни.

Ранняя диагностика ДЦП возможна и должна проводиться для того, чтобы максимально раньше начать комплекс восстановительного лечения и предотвратить развитие тяжелых форм ДЦП, значительно уменьшить риск развития осложнений и инвалидизации.

Симптомы

Спастическая диплегия, особенно в легкой форме, малозаметна в первые месяцы жизни ребенка. У родившегося малыша все еще сохраняется мышечный гипертонус, который был ему необходим в период внутриутробного развития. Постепенно он ослабевает, но частично остается до 4-6 месяцев. Гипертонус, который сохраняется у ребенка по достижению им полугодовалого возраста, служит одним из признаков, заставляющим заподозрить спастическую диплегию нижних конечностей.

Диплегия в тяжелой форме заметна с первых дней жизни малыша. Такие дети малоподвижны в период пеленания и бодрствования, повышенный тонус мышц затрудняет сгибание конечностей.

К другим симптомам спастической диплегии относятся:

  • характерное положение ног пациента, при котором бедра и колени соединяются внутрь, голени перекрещиваются;
  • “танцующие” движения при ходьбе, колени трутся друг о друга;
  • значительная задержка двигательной активности — дети начинают ходить только в возрасте 2-4 года;
  • походка ребенка на цыпочках;
  • глазодвигательные нарушения, косоглазие, снижение остроты зрения;
  • плохой слух;
  • нарушения в работе речевого аппарата, задержка речевого развития;
  • непроизвольные неконтролируемые движения;
  • осиплость голоса.

Диплегия при ДЦП часто сопровождается задержкой психолого-речевого развития. В той или иной степени проблемы с говорением имеют до 80 % детей с диагнозом спастическая диплегия. В то же время умственную отсталость отмечают всего у четверти пациентов с такой формой ДЦП.

Основные подходы к лечению ДЦП

Помощь ребенку с ДЦП подразумевает задействование команды различных специалистов медицинского, педагогического и социального профиля. При этом важную роль играет активное участие родителей. Ключевым аспектом является непрерывность оказания помощи.

Лечебная физкультура при ДЦП. Фото: olesiabilkei / Depositphotos

Реабилитационная терапия

Детский церебральный паралич – неизлечимое заболевание. Поэтому раннее начало комплексной терапии играет важную роль в развитии доступных ребенку моторных и речевых навыков. Реабилитационная программа подбирается индивидуально, на основе имеющихся дефектов.

Основа реабилитации при ДЦП – массаж и лечебная физкультура (ЛФК), которые должны проводиться ежедневно. Поэтому базовыми навыками и упражнениями следует овладеть родителям ребенка. 

Навыки двигательной активности приобретаются при помощи кинезиотерапии. Она заключается в многократном повторении нормальных движений, которые должны быть освоены. Наиболее эффективными подходами считаются Войта-терапия, Бобат-терапия, PNF-терапия.

Также в рамках реабилитации применяются технические средства: ортезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Их назначение – компенсировать физические дефекты, например, различия в длине конечностей, деформации и моторные нарушения.

Что такое ортезы?

Ортез представляет собой специальное медицинское приспособление, которое позволяет изменить структурные и функциональные характеристики нервно-мышечной и скелетной системы. Они помогают разгрузить, зафиксировать или скорректировать функции поврежденного сустава или конечности. К их числу относятся разнообразные корсеты, бандажи, аппараты, специальная обувь и стельки.

При ДЦП часто наблюдается подошвенное сгибание стопы и голеностопного сустава, что связано с чрезмерной напряженностью икроножных мышц. Это приводит к изменениям структуры голеностопного сустава и стопы, что вызывает такие явления как вальгус (наклон стопы кнутри) или варус (наклон стопы кнаружи). 

Для коррекции этих состояний и других деформаций нижних конечностей используются следующие ортезы:

  • AFO (ankle and foot orthoses) – на голеностопный сустав и стопу.
  • KAFO (knee ankle foot orthoses) – на коленный, голеностопный сустав и стопу.

Цель ортезов – помощь в передвижении и приобретении моторных навыков. Однако они не направлены на лечение или нормализацию мышечного тонуса, по этому они не могут быть единственными методомам коррекции при ДЦП. 

Социально-педагогическая реабилитация

Основная цель восстановительного лечения ребенка с церебральным параличом – адекватная социальная адаптация. Для нее необходима не только возможность двигаться, но и навыки коммуникации, интеграции в среду сверстников, получение образования и профессии. 

В связи с этим в комплекс терапии обязательно включаются:

  • Трудотерапия. Позволяет развить навыки, необходимые для повседневной жизни (самостоятельное одевание, осуществление гигиенических процедур и т.п.)
  • Логотерапия. Помогает решить проблемы с глотанием и справиться с речевыми проблемами. При этом могут применяться вспомогательные устройства: компьютеры с синтезаторами речи или изображениями предметов и действий повседневной жизни, при помощи которых ребенок получает возможность объяснить свои потребности. При выраженном дефиците речи больной обучается альтернативным методам общения, например языку жестов. 
  • Арт-терапия и реабилитация через спорт. Способствуют формированию мотивации к лечению и социальной интеграции. 

Также широко используется кондуктивная педагогика. Она объединяет педагогические и реабилитационные цели. Во время занятий широко используют ритмические звуки и песни. С помощью ритма и текстов песен устанавливается фоновый ритм двигательной активности, который помогает обучению и мотивации ребенка4.

Использование животных в реабилитации детей с ДЦП

Действенным подходом считается вовлечение животных в процесс реабилитации детей с ДЦП – анималотерапия. Она основана на сочетании кинезиотерапии и позитивного эмоционального настроя4.

К основным разновидностям анималотерапии относятся:

  • Иппотерапия – занятия с лошадьми.
  • Канистерапия – общение со специально обученными собаками.
  • Дельфинотерапия – плавание в бассейне с дельфинами.

Анималотерапия широко распространена среди детей с ДЦП. Фото: TUT.BY / YouTube

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector