Диагностика и лечение заболеваний головного мозга

Мозжечок и базальные ганглии

Мозжечок отвечает за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Он расположен под затылочными долями коры больших полушарий. Мозжечок состоит из двух полушарий и соединяющей их центральной части — так называемого червя, а под ним находится полость — четвертый желудочек. У мозжечка есть шесть ножек, которые представляют собой пучки аксонов, соединяющие его с другими структурами мозга. Полушария мозжечка покрыты корой, которая состоит из трех слоев. Средний из них состоит из клеток Пуркинье и является ключевой структурой мозжечка. Он отвечает за двигательную память. Клетки Пуркинье используют тормозящие медиаторы, чтобы контролировать движения, которым мы учимся в течение жизни, и, если повреждается этот слой, движения становятся слишком сильными и неточными.

Как и у коры, у мозжечка есть древние, старые и новые структуры. Древние структуры мозжечка, такие как червь и прилегающие к нему структуры, выполняют вестибулярную функцию и управляют движением глаз. Старые структуры отвечают за локомоцию — перемещение в пространстве, а новые ответственны за произвольные движения, такие как мелкая моторика пальцев: когда мы учимся играть на музыкальных инструментах, развиваются именно эти участки коры мозжечка. Старая часть мозжечка получает информацию через спинной мозг, а новая — из коры больших полушарий.

За двигательное обучение отвечают также базальные ганглии больших полушарий. В то время как мозжечок запоминает конкретные параметры конкретных движений, базальные ганглии работают с целыми комплексами движений. Клетки ключевой структуры базальных ганглий, как и мозжечок, используют тормозящие медиаторы, но если при повреждении мозжечка двигательная активность не теряется, то при поражении базальных ганглий движения пропадают либо запускаются непроизвольно.

Что такое память?

Память — это способность человека запоминать, накапливать и извлекать полученную информацию

На количество и качество запоминаемого оказывает влияние внимание человека

Также при запоминании очень важное значение имеют чувства. Память включает в себя следующие процессы:

Память включает в себя следующие процессы:

  • запоминание — это процесс запечатления в памяти новых фактов;
  • хранение — накопление, переработка и хранение полученной информации;
  • воспроизведение — процесс извлечения полученного материала.

Запоминание и воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание и воспроизведение сопровождается усилием человека, а непроизвольное — осуществляется без усилия.

Факторы риска

Заболевания головного мозга могут спровоцировать разные причины, связанные с образом жизни, а также с уже имеющимися проблемами со здоровьем.

  • Курение. Никотин и другие вещества, содержащиеся в табачном дыме, с большой скоростью провоцируют атеросклероз, аневризму сосудов.

  • Низкая физическая активность. Физическая культура улучшает пластичность мозга — его способность создавать новые связи и преобразовывать самого себя. Соответственно, если человек не выполняет даже минимальных нагрузок, его мозг не создает новые нейронные связи и быстрее разрушает старые.

  • Мужской пол. По данным исследований, именно мужчины чаще страдают заболеваниями мозга, так как ведут более нездоровый образ жизни.

  • Повышенное давление. В результате скачков артериального давления может произойти выпячивание стенки сосуда в слабом месте.

  • Неправильное питание и ожирение. Если талия женщины превышает 88 см, а мужчины – 102, необходимо отрегулировать свой рацион. При ожирении развивается нечувствительность к инсулину (клетки утрачивают восприимчивость к гормону, а поджелудочная железа вырабатывает его больше нормы).

  • Алкоголь. Спирт, который содержится в алкогольных напитках, всасывается в кровь, попадает в мозг и разрушает его кору.

  • Повышенный холестерин. Поражает сосуды, образуя холестериновые бляшки на их стенках, мешающие нормальному кровотоку.

  • Стрессы. Недавние исследования показали, что стресс затрудняет работу мозга из-за выработки кортизола (гормона стресса).

  • Возраст. Многие болезни начинают молодеть и проявляться в более раннем возрасте, чем десятки лет назад. Например, холестериновые бляшки начинают образовываться в сосудах головного мозга к 35 годам, что может привести к атеросклерозу.

  • Генетика. Если у ваших близких родственников до 50 лет возникли болезни мозга, то вы находитесь в большой зоне риска.

  • Инфекции и воспаления. Они воздействуют на мозговое вещество, нарушая работу иммунной системы и мозга.

Мозг — не место для памяти?

Представители нейронаук не первый год заняты локализацией различных когнитивных процессов: они ищут конкретные отделы человеческого мозга, отвечающие за те или иные высшие психические функции. Если верить отчетам, ученые уже обнаружили области, связанные с аппетитом, страхом, азартом и даже способностью распознавать ложь, не говоря уже о восприятии собственной личности. Но место, где могла бы «храниться» наша память, до сих пор не найдено.

«Первый, кто откроет эту зону, наверняка будет удостоен не только Нобелевской премии, но и войдет в когорту самых выдающихся деятелей науки», — считает советский и российский биолог, специалист в области клеточных механизмов памяти и обучения Павел Балабан.

Считается, что память состоит из:

— сенсорного регистра, куда поступает информация от органов чувств: визуальная — в иконическую память (где хранится ~ 0,5 секунды), слуховая — в эхоическую (3–8 секунд);

— рабочей — кратковременной — памяти (~ 18–30 секунд);

— долговременной памяти.

Атаксия

Атаксия — это потеря координации мышц и контроля из-за проблемы с мозжечком. Основное заболевание, такое как вирус или опухоль головного мозга, может вызвать симптомы.

Потеря координации часто является первым признаком атаксии, и обычно за этим идёт трудность разговаривать.

Другие симптомы включают размытое зрение, затруднение глотания, усталость, трудности с точным контролем мышц и изменения настроения или мышления.

Размытое зрение является симптомом атаксии.

Существует несколько нарушений, которые вызывают симптомы атаксии, такие как:

  • Гены
  • Отравления, поражающие мозг
  • Инсульт
  • Опухоли
  • Повреждение головы
  • Рассеянный склероз
  • Церебральный паралич
  • Ветряная оспа и другие вирусные инфекции

Иногда атаксия обратима, когда лечится основная причина. В других случаях атаксия уходит сама по себе.

Средний мозг

Средний отдел органа выполняет достаточно много физиологически значимых функций.

Анатомическое строение:

  1. Четыре холма (два верхних и два нижних) – данные бугры образуют верхнюю поверхность средней части органа;
  2. Сильвиев водопровод – представляет собой полость;
  3. Ножки мозга – парные части, которые соединяются с покрышкой среднего мозга.

Данный отдел относится к стволовой структуре органа и имеет сложное строение, несмотря на небольшие размеры. Средний мозг – подкорковый отдел головного мозга, входящий в двигательный центр экстрапирамидной системы.

Функции внутреннего мозга:

  • Отвечает за зрение;
  • Контролирует движения;
  • Регулирует биоритмы (режим сна и бодрствования);
  • Отвечает за концентрацию внимания;
  • Регулирует болевые ощущения;
  • Отвечает за слух;
  • Регулирует защитные рефлексы;
  • Поддерживает терморегуляцию в организме.

В толще ножек мозга находятся нервные волокна, концентрирующие в себе почти все пути общей чувствительности. Различные поражения внутренней структуры органа приводят к нарушению зрения и слуха. Движения глазными яблоками становятся невозможными, отмечается выраженное косоглазие совместно со снижением слуха (двусторонней). Часто возникают галлюцинации, как слуховые, так и зрительные.

Как устроен головной мозг

Головной мозг, это орган, который изучен достаточно слабо за счет сложности конструкции. Его строение до сих пор является предметом споров в ученых кругах.

  1. Мозг взрослого человека состоит из двадцати пяти миллиардов нейронов (приблизительно). Эта масса составляет серое вещество.
  2. Присутствуют три оболочки:
    • Твердая;
    • Мягкая;
    • Паутинная (каналы циркуляции ликвора);

Они выполняют защитные функции, отвечая за безопасность во время ударов, и любых других повреждений.

Далее, начинаются спорные моменты в выборе позиции рассмотрения.

В наиболее распространенном аспекте мозг подразделяют на три таких отдела, как:

Нельзя не осветить и другой распространенный взгляд на этот орган:

  • Конечный (полушария);
  • Промежуточный;
  • Задний (мозжечок);
  • Средний;
  • Продолговатый;

Кроме того, надо упомянуть и строение конечного мозга, объединенных полушарий:

Двигательная кора головного мозга, двигательные центры головного мозга, двигательные анализатор, моторный

Главным корковым отделом двигательного анализатора, его первичным полем, является предцентральная извилина, в верхних отделах которой находится проекционная область мышц стопы, голени, бедра, в средней части – туловища и руки, в нижней трети – лица. Двигательная иннервация построена по соматотопическому принципу. На этом уровне осуществляются тонкие дифференцированные движения. Кроме того, имеются дополнительные двигательные зоны – это вторичные поля двигательного анализатора и третичные поля двигательного анализатора. Дополнительные двигательные зоны обеспечивают сложные автоматизированные двигательные акты. Например, в парацентральной дольке находятся корковые центры тазовых органов. В задних отделах верхней лобной извилины находится переднее адверсивное поле. Заднее адверсивное поле располагается на границе верхней теменной дольки и затылочной области. Задние отделы средней лобной извилины отвечают за сочетанный поворот головы и глаз в противоположную сторону. Задние отделы нижней лобной извилины осуществляет движения типа орального автоматизма – глотание, жевание, лизание.

Функции

Кроме физиологического разделения мозга на доли, возникла необходимость распределения на области, на которые положены те или иные функции.

Лобные доли

Это так называемый командный центр. За что отвечает лобная доля? Она является пунктом самостоятельности, самоосознания, проявления инициативы. Поражение этих областей или наличие патологий в их функционировании отразится на отношении человека к миру – ему почти всё станет безразличным, исчезнет мотивация, пропадёт интерес к происходящим событиям, проявится лень.

Основные функции лобных долей – управление поведением человека. Она генерирует ответные действия на социальные явления. При нарушении зон деактивируется ограничитель, устанавливающий запрет на определённые действия, называемые некультурными.

Лобные доли также позволяют анализировать, планировать и получать новые навыки. Многократное повторение одних и тех же последовательностей движений со временем становится автоматизмом и не требует приложения усилий и обдумывания для их выполнения. Повреждения заставят повторять монотонные движения каждый раз как впервые, прилагая к этому множество усилий.

Персеверация – ещё одно последствие отклонения в работе лобных долей. Это зацикливание или повторение, например, повторение одной фразы или слова во время разговора

В левой части (для правши) размещены центры, которые отвечают за речь и внимание

Также эти области мозга задействованы при координации и удержании тела в вертикальном положении при сидении и ходьбе.

Височные

Располагаются по бокам в верхней части мозга, в области висков. Благодаря им звук, воспринимаемый звуковыми рецепторами, превращается в образы, человек понимает то, что услышал, определённые звуковые колебания связываются с образами и закрепляются за ними. С помощью этой части мозга люди понимают друг друга, их звуковые вибрации наполняются смыслом, они выбирают необходимые слова для описания тех или иных явлений.

Обычно левая, не доминантная доля, учувствует в определении интонации речи и считывает эмоции по одной лишь мимике. Благодаря небольшому образованию – гиппокампу осуществляется доступ к долговременной памяти. Уж где находится, на каком носителе и коим образом записываются наши воспоминания, это следует узнать. Не доминантная часть задействуется в зрительной памяти, а доминантная – в вербальной.

При проблемах с височными долями появляются отклонения в функционировании речевого аппарата, в частности афазия.

Теменные

МРТ показало, что для левши и правши эти доли выполняют различные функции, фактически прямо противоположные.

Левая дарит нам способности создавать целое из фрагментов, то есть помогает формировать целостную картину мира из небольших, на первый взгляд не связанных один с другим, кусочков.

Они позволяют не только из фрагментов мозаику складывать, но и из букв – слова, из последовательности действий – танец или приём и т. д.

Не доминантная часть позволяет воспринимать мир трехмерным, путём обработки поступающей из затылочных долей информации. Ввиду нарушений человек теряет способность распознания лиц, очертания предметов, определения расстояния до них, между ними. Ещё эти области задействуются в восприятии боли и холода.

Затылочные

Центр обработки визуальной информации. Они интерпретируют поступающие на световой биологический сенсор – сетчатку глаза – фотоны, отраженные от преград, и формируют полученное изображение, поворачивая его на 180 градусов. Данные о размерах, цвете, форме, материале предмета обрабатываются в отдельных центрах, а затем воссоединяются для образования единой трехмерной картины.

Тренировки для ума требуют постоянства

Может ли человек научиться решать сложные задачи, быстро усваивать большие объемы информации и применять полученные  знания с максимальной эффективностью? Это возможно, если иметь желание и прикладывать определенные усилия, а также обеспечивать постоянство тренировок. Человеку недостаточно просто окончить школу, институт. Мозг требует регулярной работы, без нагрузки он начинает деградировать.

Известно, что человек использует возможности мозга всего на 5-10%. А чтобы развивать мозговую деятельность, необходимо:

  • Давать мозгу полезную пищу. Это может быть решение сложных математических и логических задач, освоение новых видов деятельности, чтение «умных» книг, изучение иностранных языков.
  • Развивать аналитическое мышление, решать задачи разными способами, анализировать принятые решения.
  • Выбирать сложные пути. Например, если есть какая-то проблема, не стоит сразу использовать самое простое решение, нужно попытаться найти более сложный вариант. Это будет интересной и полезной задачей для ума.

Совершенствовать способности человеческого мозга можно в любом возрасте. Не обязательно стремиться повысить свой IQ до максимума и обзавестись сверхспособностями. Чтобы сохранить адекватную мозговую активность до глубокой старости, нужно не так много. Достаточно тратить от 10 минут до получаса на тренировку ума ежедневно. Отличным выбором станут, например, тренажеры Викиум. Они разработаны специально с учетом особенностей развития головного мозга и показывают высокую эффективность

Используя тренажеры, развивающие мышление, память, внимание, вы будете давать мозгу необходимое питание, начнете лучше воспринимать информацию и анализировать ситуации, сможете отделять главное от второстепенного и направлять мозговую деятельность в нужное русло

Височные доли отвечают за стыд и вину

Мы четко понимаем, что запоминание и счет, например, являются процессами, которые происходят в головном мозге человека. Но с эмоциями все обстоит менее очевидно. И, наверное, поэтому мы нередко произносим такие фразы, как «залиться краской», когда стыдно, или «разбить сердце», года испытываем грусть от неудачного завершения любовных отношений. Человек точно не знает, откуда берется чувство стыда, вины или любви. Эмоции относят к нейрофизиологии, и так называют явления, возникающие в тканях головного мозга. На данный момент этот процесс мы можем изучить с помощью нейровизуализации.

Петра Михль вместе с коллегами из Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене провели эксперимент. Они сделали несколько МРТ-снимков и определили, откуда берутся чувства и эмоции, а именно – вина и стыд. Оказалось, они возникают где-то неподалеку друг от друга, хотя и в разных областях.

Участники эксперимента представляли, что чувствуют стыд или вину, и в этих случаях задействовались височные доли. При этом стыд активизировал парагиппокампальную извилину и переднюю поясную кору, передние и средние лобные извилины, а вина – среднюю височную латеральную затылочно-височную извилины, миндалины и островковую долю.

После сравнения снимков мужчин и женщин ученые обнаружили, что чувство вины у женщин возникало только в височных долях, а у мужчин – одновременно в затылочных, лобных долях и в миндалинах.

Как мозг стирает информацию

Легко.

Если вы не пользуетесь информацией — delete.

Если вам срочно поступает новая информация, старая — delete.

Но в некоторых случаях стереть информацию неплохо. Это реально, когда вы в момент извлечения информации ее меняете. Неудачный опыт (вождения, знакомства, выступления) заменяется успешным вариантом события. Если история не была травматической, конечно. Но и в этом случае есть успешные эксперименты, например, с американскими военными , прошедшими операцию «Буря в пустыне». На фоне «извлечения» воспоминания они принимали фармпрепараты, которые не давали информации «перезаписаться», и событие стиралось из памяти.

У мозга нет специальной комнаты с воспоминаниями, поэтому каждый раз, реконструируя какое-либо событие, он слегка его видоизменяет. В науке этот процесс называется «реконсолидация». В одном из экспериментов, которые провел британский ученый Ф. Бартлетт, студент рисовал древнеегипетскую букву М по памяти, и в итоге через год буква превратилась в фигуру кошки. Произошло это потому, что каждый раз мозг, обращаясь к последней реконструкции воспоминания, обогащает ее новым опытом и новым контекстом. Это говорит о том, что наш мозг созидающий и творческий.

Бойцы невидимого фронта

В задней части головного мозга располагается мозжечок . Его объем составляет примерно одну восьмую от размера больших полушарий. Несмотря на небольшой размер, этот отдел мозга контролируеткоординацию движений (совместную работу всех мышц) ичувство равновесия . Благодаря работе мозжечка человек может стоять на ногах, сохранять равновесие и передвигаться.Ствол головного мозга находится под большими полушариями и за мозжечком. Он соединяет спинной и головной мозг и контролирует все функции, которые необходимы для поддержания жизни в теле. Ствол отвечает за непроизвольную работу мышц при дыхании, сердцебиении, за переваривание пищи и циркуляцию крови. Онработает автоматически и без перерывов .

Как продлить молодость?

Один из механизмов, ведущий к старению, – это гибель нервных клеток. Чем меньше человек напрягает свой мозг – тем более масштабным становится этот процесс. Узнайте, как остановить этот процесс и отсрочить старость.

Ствол мозга также отвечает за сортировку и распределение сообщений, которые головной мозг получает от всего организма. Другая примечательная область головного мозга –гиппокамп . Это парное образование, расположенное в височных долях полушарий, управляетпамятью . Точнее, передачей информации из хранилища краткосрочной памяти – в долгосрочную.Гипофиз находится на нижней поверхности мозга – в специальной костной ямке, которая называется турецким седлом. Размер гипофиза очень мал – не больше горошины. Его задача – контрольпроизводства и выделения всех гормонов в организме. Производит гипофиз и собственные гормоны – например, гормон роста.Гипоталамус находится практически в геометрическом центре мозга. Он синхронизирует между собой работу нервной и эндокринной систем организма, тесно сотрудничая с гипофизом. Так, например, он отвечает за своеобразный внутренний термометр, которыйподдерживает температуру всего тела . Если она увеличивается – гипоталамус отправляет сложное нервно-гормональное сообщение, стимулирующее потоотделение. Если снижается – дает команду для мышечной дрожи.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Значительное количество методов применяется в физиологии для изучения деятельности коры головного мозга. Некоторые методы можно применять только в так называемых острых опытах, когда животное находится под наркозом и после опытов погибает; другие методы дают возможность вести изучение в течение длительного времени. Для изучения функций такого сложного органа, как кора, наибольшие результаты дают методы, позволяющие вести исследование в течение нескольких месяцев и даже лет.

Рис. 2 СХЕМА ХОДА НЕРВНЫХ ВОЛОКОН В БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА. 1 — короткие ассоциативные волокна; 2 — длинные ассоциативные волокна; 3 — комиссуральные волокна осуществляющие связь между обоими полушариями мезга; 4 — центробежные волокна

Ознакомимся с некоторыми методами исследования деятельности коры больших полушарий головного мозга.

Удаление отдельных участков коры.

Суть метода заключается в том, что оперативным путем у животного удаляют те или иные участки коры. После заживления раны, когда животное поправится, наблюдают изменения, которые произошли в поведении животного. На основе наступающих при этом нарушений делают вывод о функциях удаленного участка коры.

Метод электрического раздражения

Этот метод дает возможность после вскрытия черепа у подопытного животного или у человека во время операции на мозге наносить электрические раздражения различных точек коры. Таким образом, можно установить двигательную зону коры и изучить отдельные ее участки, раздражение которых вызывает сокращение тех или иных определенных групп мышц. При исследовании функций коры у человека этот метод оказался продуктивным, так как человек при раздражении коры способен отвечать и сообщать исследователю те ощущения, которые он испытывает.

Метод химического раздражения

Для нанесения химического раздражения коре больших полушарий применяют некоторые яды, чаще всего стрихнин.

Для изучения коры было использовано свойство стрихнина резко повышать возбудимость нервной системы. Небольшой кусок фильтровальной бумаги смачивают раствором стрихнина и прикладывают к исследуемому участку коры. Возбудимость участка коры, к которому приложен стрихнин, резко повышается, что отражается на реакциях животного. Изучая эти изменения и зная, куда приложена бумажка, смоченная раствором стрихнина, составляют представление о функциях этого участка.

Изучение токов действия мозга

Изучение электрических явлений в головном мозгу впервые началось в нашей стране.

Намного раньше иностранных авторов эти исследования были проведены В. Я. Данилевским, И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, Б. Ф. Вериго, В. В. Правдич-Неминским. В 1877 г. В. Я. Данилевский впервые опубликовал свои исследования, которые показали наличие ритмических электрических колебаний в головном мозгу. Он установил наличие связи между деятельностью мозга и наблюдаемыми им электрическими колебаниями. Вскоре после работы В. Я. Данилевского И. М. Сеченов в 1882 г., изучая электрические явления в продолговатом мозгу, установил ритмический характер этих явлений и сделал ряд других наблюдений.

В 1884 г. Н. Е. Введенский, применяя к коре мозга разработанную им методику выслушивания в телефонную трубку электрических токов мышцы, уловил ритмический характер электрических явлений.

Современный метод электроэнцефалографии, т. е. записи биотоков мозга, позволяет, прикладывая во время опыта специальные электроды к коре мозга или к. коже головы, отвести токи действия коры и их записать. Запись токов действия мозга называется энцефалограммой. Запись токов действия во время работы и в покое, во время сна и при разных других видах деятельности, а также дальнейшее их сравнение дают возможность сделать определенные заключения. На рис. 125 приведена электроэнцефалограмма человека во время покоя и работы.

Клинический метод

Он заключается в том, что изучаются изменения в нормальной деятельности отдельных

органов и систем органов, которые наблюдаются у людей в результате кровоизлияний, ранений или опухолей мозга. Если больные умирают, то производится вскрытие и устанавливается, какой или какие участки мозга подверглись изменениям. Зная нарушения деятельности организма, можно установить функцию пораженного участка больших полушарий.

Как уже было указано, все эти методы исследования функций коры головного мозга дают возможность изучить только частные вопросы деятельности больших полушарий головного мозга. Изучение подлинной физиологии коры больших полушарий головного мозга стало возможно только в связи с созданием И. П. Павловым метода условных рефлексов.

Статья на тему Большие полушария головного мозга

Механизм запоминания

Мозг человека работает, как компьютер. Чтобы сохранить текущую информацию он использует оперативную память, а для длительного хранения не обойтись без жесткого диска. В зависимости от того насколько долго часть мозга отвечающая за память хранит информацию, выделяют:

  • непосредственную память;
  • кратковременную;
  • долговременную.

Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в коре головного мозга, а долговременные – в гиппокампе.

Работа памяти состоит из запоминания, сохранения и воспроизведения. Когда люди получают информацию, она поступает от одной нервной клетки к другой. Эти процессы происходят в области коры головного мозга. Данные нервные импульсы приводят к созданию нейронных связей. По этим путям в дальнейшем человек извлекает, то есть, вспоминает полученные сведения.

На то, как успешно и надолго запомнится информация, влияет то, с каким вниманием человек относится к объекту. Если это ему интересно, то он сильнее концентрируется на интересующем его предмете и процесс запоминания происходит на высоком уровне

Вниманием и концентрацией называют такую функцию психики, которая позволяет сфокусировать все мысли на определенном объекте

Не менее важным, чем запоминание, является забывание информации. Благодаря этому нервная система разгружается и освобождается место для новых сведений, начинают образовываться новые нейронные связи.

Особенности работы

Изучая способности человеческого мозга, ученые определили такое явление, как синаптическая пластичность. Но что именно происходит, когда наш мозг учится и запоминает что-то новое, и вообще – на что способен мозг?

Обучение происходит в синапсах – местах, в которых электрические сигналы передаются от одной нервной клетки к другой. Нейробиологи обнаружили, что синапсы могут изменять эффективность передачи. Это явление также называют синаптической пластичностью. Например, синапс также может быть усилен процедурой, называемой долговременной потенциацией (ДП), при которой синапс распределяет больше нейротрансмиттеров или формирует больше рецепторов нейротрансмиттеров. Точно так же передача сигнала в синапсисе может быть уменьшена за счет длительной депрессии.

Однако передачу сигналов можно не только усилить или ослабить; ее также можно включить в первую очередь или полностью остановить. Например, сегодня нейробиологи знают, что синапсы могут быть полностью переформированы или демонтированы даже в мозге взрослого человека. В некоторых местах, например в обонятельной системе, новые нервные клетки могут формироваться на протяжении всей жизни. Поэтому не будет преувеличением утверждать, что наш мозг – это строительная площадка на всю жизнь.

Консолидация и износ, наращивание и уменьшение – силы, с которой сигналы передаются между нервными клетками, постоянно регулируется. Упрощенный способ взглянуть на это – представить, что передача сигналов усиливается, когда мозг что-то хранит, и ослабляется, когда он что-то забывает. Многие нейробиологи сегодня разделяют точку зрения, что синаптическая пластичность является основой обучения и памяти, именно в ней скрыты потенциальные возможности и способности мозга человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector