Ранний детский аутизм: малыши в футляре

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Как понять, что у ребенка нарушение слуха

В России с 2008 года врачи проверяют слух всем детям в роддоме на 2–3-й день жизни. Это аудиологический скрининг, который, согласно письму Минздравсоцразвития № 2383-РХ от 1 апреля 2008 года, проводится методом регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если во время проверки выявляют проблемы, врач назначает ребенку дополнительные обследования.

Положительный результат скрининга

Благодаря аудиологическому скринингу снижается вероятность «упустить» врожденные нарушения слуха и глухоту. Однако скрининг – не окончательный диагноз, а только один из тестов. Если по какой-либо причине ОАЭ в роддоме малыш не прошел, это повод назначить расширенное исследование. Чаще всего – это объективная диагностика КСВП (чуть ниже мы расскажем об этом).

Но в любом случае родители должны замечать тревожные признаки, которые могут говорить о проблемах со слухом у малыша, и обращаться к врачу. В первую очередь это касается детей, имеющих факторы риска по тугоухости:

  • Недоношенные и переношенные дети.
  • Низкая масса тела при рождении.
  • Внутричерепные родовые травмы.
  • Асфиксия, гипоксические поражения ЦНС.
  • Выраженный токсикоз у матери во время беременности.
  • Введение новорожденному или младенцу ототоксических (негативно влияющих на состояние слухового аппарата) лекарств.
  • Наследственный фактор (тугоухость у кровных родственников).

Проблемы со слухом у ребенка можно заметить уже в первые дни жизни. В норме новорожденные (дети до 28 дней) реагируют на звук: поворачивают голову на голос, просыпаются из-за громких звуков, вздрагивают в ответ на хлопок в ладоши или другой резкий звук. Если реакции нет, нужно поговорить с врачом.

В возрасте 2–3 месяцев младенцы узнают голос родителей и реагируют на него. Также они прислушиваются к другим звукам: погремушкам, музыкальным игрушкам, собачьему лаю и так далее.

В возрасте 3–4 месяцев о проблемах со слухом может сказать отсутствие гуления, а в возрасте 5–6 месяцев – отсутствие лепета. Здесь уже проявляется влияние тугоухости на психоэмоциональное и речевое развитие: оно задерживается.

К концу первого года жизни ребенок понимает простые слова, например «мама», «папа», «ням-ням», «пить», «да», «нет». Если этого нет, родители должны задуматься о том, чтобы пройти проверку слуха у малыша.

Способы лечения аутизма у детей

Было бы неправильно утверждать, что можно вылечить аутизм у детей или у взрослых. Полное излечение такого расстройства невозможно. Однако комплексная терапия позволяет существенно снизить симптоматику, повысить коммуникативные навыки, скорректировать поведение и в разы повысить качество жизни.

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками.Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное,безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности.

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Диагностика аутизма

До года рано говорить о наличии у ребенка такого заболевания, как аутизм. Внешне в столь раннем возрасте довольно сложно определить эту патологию, однако опытные родители, имеющие уже детей постарше, могут заметить определенные отклонения в развитии уже в этом возрасте

При наличии случаев аутизма в семье важно внимательно следить за ребенком, чтобы в случае обнаружения характерным симптомов заболевания медицинская помощь была оказана вовремя. Если диагноз будет поставлен как можно раньше, то в дальнейшем адаптация малыша к окружающему миру будет более простой и последовательной

Диагностика аутизма проводится с помощью следующим основным методов:

  • ЭЭГ – метод исследования, необходимый, чтобы поставить такой диагноз, как эпилепсия. Иногда аутизм можно заподозрить на основании того, что у пациента случаются эпилептические припадки.
  • Осмотр оториноларингологом, который проверяет слух пациента и подтверждает или исключает возможную тугоухость.
  • УЗИ мозга – метод диагностики, с помощью которого можно выявить или исключить факт нарушений структуры головного мозга, которые могут повлечь за собой появление симптомов заболевания.
  • Тестирование по специальным опросникам.

Здоровый образ жизни

Дни здоровья

Вакцинация Вакцинация
Вакцинация – право каждого и общая обязанность.
Вакцинация: за или против?
КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ?
Рекомендации по вакцинации против COVID-19 с использованием вакцины Гам-КОВИД-Вак
Стационарные прививочные пункты для вакцинации в Гродненской области
Вакцинация как эффективный способ противодействия распространению коронавирусной инфекции

Правильное питание у женщин после 40 лет
Правильное питание
«Самое время!»
Безвозмездное донорство
Буклеты по ЗОЖ
Психологическая помощь

День памяти людей, умерших от СПИДа Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Гродненской области на 1 апреля 2018 года
17 вопросов для тебя
У тебя отрицательный ВИЧ-статус? Пройди тест, чтобы быть уверенным!

МРТ Здоровый образ жизни в здоровых привычках
МРТ и ультрамарафоны
Вредно ли МРТ

Про наркотики Наркологическая зависимость
Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков
Выдержки из статей Уголовного конкурса Республики Беларусь
Инструкция по применению Теста для иммунохроматографического выявления наркотических соединений в слюне
Набор полосок ИХА-10-МУЛЬТИ-ФАКТОР для выявления десяти наркотических соединений в моче
Иформационные видеоролики

Меняем свой образ жизни!
Как победить атеросклероз
Жизнь после рака
Что нужно знать о канцерогенах
Ходьба — польза для здоровья
Игровая зависимость
Профилактика геморроя
Несколько советов, как бросить курить
Как защитить себя от гриппа
Остеопороз
Если вас укусил клещ
Воздействие азартных игр на человека
Легкие можно тренировать
Вредно ли УЗИ для плода?
Кофе и здоровье
Негативное влияние вредных привычек на красоту и здоровье женщин
Вода — польза и вред для очищения организма
Скандинавская ходьба с палками – польза, противопоказания
Татуировки и их вред
Как укрепить семейные отношения?
Стресс
УЗИ сосудов шеи
Спорт для здоровья
Ультразвуковая диагностика заболеваний молочных желез
УЗИ печени
УЗИ в гинекологии
Курение и рак
Железодефицитные анемии (ЖДА)
Беременность и рак молочной железы
Движение — лучшее средство против стресса
Учитесь правильно дышать
Как научиться не стареть
Секреты утренней бодрости
Смех — это здоровье
Множественная миелома
Питание в жаркое время года
Дробное питание для здоровья и похудения
Правильное питание при железодефицитной анемии
Топ-6 полезной зелени
Продукты, которые убивают здоровье
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Памятка для родителей по воспитанию у ребёнка интереса к здоровому образу жизни
Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков
Аутизм: что это и кто такие люди с аутизмом?
Профилактика болезней сердца
Боковые кисты шеи
Некротизирующая сиалометаплазия
Психогигиена
Репродуктивное здоровье юношей и девушек
Зависимое поведение и его профилактика
Гипертоническая болезнь

Причины развития, симптомы, лечение и профилактика
Курение
Солнечный загар: польза и вред
Что такое целлюлит
Клиника и диагностика рака и меланомы кожи
Гигиена и профилактика в стоматологии
Как курение разрушает зубы
Симптомы и лечение холодовой аллергии
Осторожно: Тюбинг!
Что такое ценности семейной жизни
Антиоксиданты: зачем они нам нужны?
Бешенство не теряет своей актуальности!
Грипп: важная информация для каждого
Скандинавская ходьба
Поражение печени у COVID – инфицированных пациентов.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА СЛУХ ЧЕЛОВЕКА

Разновидности аутизма

Врачи используют в практике несколько видовых распределений. Чаще всего специалисты применяют классификацию Никольской, которая позволяет выделить четыре формы аутизма у детей в зависимости от степени тяжести проявлений симптомов. Соответственно, от установленного вида заболевания зависят дальнейшие лечебные действия и прогноз.

  • Первая форма. Наиболее тяжелый тип нарушения с самыми выраженными проявлениями. Характеризуется практически полным отсутствием необходимости контактировать с окружающими, а также неспособностью человека самостоятельно заботиться о себе. Такие дети всегда отрешенные и постоянно используют простые повторяющиеся движения. Основная цель терапии – установить контакт, вовлечь во взаимодействие, развить умения самообслуживания.
  • Вторая форма. В привычной среде аутисты открыты и проявляют способности к простым бытовым навыкам. Нарушения речи проявляются в штампованном повторении одних и тех же фраз. Главная патология заключается в отвержении реальности. Они не хотят учиться или меняться, а протест выражают агрессией или негативизмом. Лечение направлено на развитие контактов с близкими, выработку разных сценариев поведения для приспособления к окружающему миру.
  • Третья форма. Ребенок стремится к обучению и новым достижениям, но при этом боится рисковать, не умеет находить компромиссы. На фоне хороших общих энциклопедических познаний наблюдается слабое понимание реального мира и неспособность вести диалог. Ключевая лечебная цель – обучить общению, сформировать навыки поведения в социуме.
  • Четвертая форма. Наиболее легкая, лучше всего поддается коррекции. Робкий и очень ранимый человек может адекватно вести себя в социуме, но при этом не умеет концентрироваться, работать по инструкциям, придерживаться регламента. Терапия направлена на развитие врожденных способностей, социальных навыков.

Признаки РАС у детей до года

Первые признаки аутизма у некоторых детей можно заметить еще в двухмесячном возрасте:  они не следят глазами за движущимся предметом, не поворачивают голову в сторону мамы и никак не реагируют на ее появление в поле зрения. Распознать заболевание можно, наблюдая за реакциями малыша, его поведением, пониманием происходящего

Признаки аутизма у маленьких детей можно заметить в раннем возрасте, и если отсутствие речи в возрасте до года является нормой, то стоит обратить внимание на такие моменты:

  • не реагирует на собственное имя;
  • не делится своими достижениями с мамой;
  • не смотрит в глаза и не ищет одобрения своим поступкам;
  • отсутствует лепет, звукоподражания, жестикуляция;
  • любит теребить волосы, ленточки.

Признаком аутизма в 3 месяца является отсутствие зрительного контакта с мамой. Он смотрит как бы сквозь нее, оставаясь погруженным в свой внутренний мир.

Симптомом аутизма у детей до года может быть отсутствие желания познавать окружающий мир и делиться своими открытиями с мамой.

Симптомы аутизма в 2 года

В возрасте 1-2 года у ребенка развиваются коммуникативные навыки: он радуется приходу близкого человека, подражает мимике и действиям взрослого, узнает людей на фотографиях, появляются звукоподражания и первые слова. Родителей должны насторожить следующие признаки аутизма у детей в 2 года:

  • избегает прикосновений, объятий, не хочет сидеть на руках даже у родителей;
  • чтобы успокоиться, малыш может раскачиваться из стороны в сторону, обнимать себя за плечи;
  • не копирует поведение родителей;
  • не подражает интонациями, словами, действиями;
  • нет элементарных бытовых навыков: пить из чашки, умываться, мыть руки;
  • ребенок кажется «самодостаточным», ему никто не нужен;
  • во время игры сортирует предметы по цветам, строит их в ряды.

Серьезное проявление аутизма у детей 2 лет – отсутствие указательного жеста. Часто малыш использует руку мамы или другого человека, чтобы выполнить какую-либо манипуляцию. Случается, что ребенок развивается согласно возрасту, но в один момент начинается регресс: пропадают речевые и коммуникативные навыки. Это может произойти после болезни или стресса.

Признаки аутизма в 3 года

Примерно в возрасте 3-х лет ребенок входит в социальную категорию «я сам»: он все стремится делать самостоятельно, появляются сюжетно-ролевые игры вместо простых манипуляций с игрушками.

Болезнь аутизм  имеет такие симптомы у трехлетнего ребенка:

  • малыш слишком привязан к маме, не происходит сепарации и нет стремления делать что-либо самостоятельно;
  • о себе ребенок говорит в третьем лице;
  • в речи много придуманных слов и фраз;
  • многократно цитирует одни и те же отрывки из книг или рекламы;
  • все новое может вызывать истерики;
  • гиперактивность, неусидчивость;
  • ребенок использует для игры неигровые предметы, часто зацикливается на деталях (например, смотрит часами на колесики);
  • игра не имеет сюжета.

Ребенок с аутизмом не идет первым на контакт, не выражает своей просьбы.  Привязанность к людям ему нужна лишь для удовлетворения бытовых потребностей.

Признаки аутизма у детей 4 лет

В 4 года дети уже понимают правила поведения в обществе, усваивают морально этические нормы. Дети с РАС не слушаются, не понимают, поступают так, как им выгодно. Симптомы детского аутизма в 4 года:

  • может резко появиться речь, несвойственная для ребенка;
  • отсутствует интерес к чему-либо;
  • малыш не задает вопросов;
  • нет реакции на свое имя, о себе продолжает говорить в третьем лице;
  • не чувствует людей, не понимает их эмоций, может проявлять жестокость;
  • проявляет избирательность к пище и одежде;
  • может ходить в одной и той же обуви.

Редко у детей присутствуют все признаки нарушений аутистического спектра. Чаще всего ярко выражены 3-4 фактора, определяющие заболевание.

Аутизм у ребенка старше 11 лет

Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

  • интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
  • дефицит внимания;
  • бесцельные сложные движения;
  • соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
  • непонятные страхи также имеют место;
  • гиперактивность;
  • потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
  • ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
  • агрессия, направленная на себя.

Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Методы лечения аутизма у детей

Лечение аутизма у детей в Москве дает неплохие результаты. Подтверждением тому являются пациенты НейроЛогопедического центра «Выше радуги». Дети не только успешно учатся в обычных школах, но и посещают спортивные секции, различные кружки по интересам, общаются, дружат.

Безусловно, очень многое зависит от родителей и их принятия уникальности малыша. Взрослые должны осознать необходимость систематической и грамотной поддержки своего ребенка, должны быть готовы всю жизнь создавать такому ребенку особые комфортные условия.

Чтобы получить результат, следует приложить определенные усилия. Во-первых, создать специальные условия для роста и развития ребенка: оградить его от громких звуков и других раздражителей, не менять распорядок дня и привычную обстановку.
Во-вторых, освоить целый ряд важных правил и специфический язык общения с особенным малышом. Да, на это нужно тратить достаточно много сил и времени, но результат того стоит! Для детей с аутичным спектром это вопрос жизни в социуме или без него! Об этом нужно обязательно помнить!

Большинство детей-аутят талантливы в определенной области, следует помочь им раскрыться. Они по-другому воспринимают и понимают окружающий мир, необходимо научить их жить и взаимодействовать в обществе.

Специалисты нашего центра разрабатывают индивидуальные коррекционные программы для каждого малыша, обучают родителей особенностям грамотной коммуникации с ребенком.
Методики лечения направлены на улучшение интеллектуального, поведенческого, социального, эмоционального, двигательного, сенсорного и речевого развития. Работа осуществляется поэтапно.
Дважды в месяц проводится консилиум специалистов (нейропсихологи, дефектологи, специалисты сенсорной интеграции, ритмотерапевты, логопеды, инструкторы нейроакустических программ), с учетом динамики состояния вносятся те или иные изменения в программу реабилитации.

Необходимо помнить, что всегда можно добиться социализации ребенка. Правильная коррекция состояния позволит улучшить взаимодействие ребенка со сверстниками и окружающим миром, самоконтроль, эмоционально-волевую сферу, учебную мотивацию, нейродинамику, концентрацию внимания. А это, в свою очередь, предотвратит задержку речевого и интеллектуального развития. При своевременном обращении к специалистам возможно минимизировать аутичные проявления, обучить ребенка самостоятельности и полностью его адаптировать к социальной жизни.

Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.

Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector