Особенности психологии подростка

Содержание:

Все потому, что в подростковом возрасте вы больше переживаете за социальный статус

«Когда дети ходят в начальную школу, у них есть социальные связи, но они довольно расплывчаты, — говорит Вуд. — Им нравится общаться и со взрослыми. Но когда вы становитесь подростками, то склонны проводить больше времени с определенной социальной группой ваших сверстников и практически не говорить с людьми старшего поколения».

Это ключевое время для установления социального статуса и формирования иерархии. «Думаю, что, став взрослыми, мы не замечаем происходящих компромиссов, — рассуждает Вуд. — Например, перед вами стоит выбор — прыгнуть с обрыва или нет. С одной стороны, вы понимаете, что это довольно длинный путь вниз, который таит немало опасностей. В случае ошибки вам будет больно — это физический риск.

И в то же время есть риск социальный. Если вы не прыгнете, то потеряете лицо перед людьми, которые вас подстрекают. И, скорее всего, для подростков куда важнее именно социальный риск. Кто-то предпочел бы сломать ногу, чем быть изолированным от группы сверстников. А взрослые этого не видят, поэтому нередко говорят: «В таком странном поведении нет ни малейшего смысла».

Конформизм

Приспособленчество и беспринципность заставляет подростка быть таким, как принято в его группе или его окружении. Наглядным проявлением конформизма является стремление быть модным. В атмосфере распространения рекламы эта черта является очень часто встречающейся.

У подростков конформизм принимает гипертрофированное содержание, порой он боится быть не таким как все и отстать от правил группы, к которой принадлежит. Такое настроение делает ребёнка зависимы от сверстников, а на расстоянии от них чувствует себя неуютно. Приспосабливаясь, подросток может делать то, чтоявляется вредным и противозаконным.


Конформизм подростков формируется под влиянием окружения

Проблемы подросткового возраста

Усложнение реальных тенденций социального продвижения, убыстрение ритма существования, предпочтение гедонистического образа бытия оказывают воздействие на формирование современных подростков. Сложившиеся обстоятельства вызывают пассивность у детей, агрессию, депрессивные настрои, нравственное безразличие и создаёт преграды на пути идентификации собственных моральных ценностей и постижения смысла собственного существования.

Именно поэтому психология современных подростков в сравнении с психологией ранних периодов формирования характеризуется специфичностью. Ведь динамичность бытия и его отношение к удовольствию как к наивысшей ценности отражается в сердцах и сознании новых поколений.

К основным проблемам подросткового периода следует отнести:

– гневливость детей (при этом проблема заключается не в самом наличии этого чувства, а в неумении им управлять), проявляемая в пассивно-агрессивных поведенческих реакциях, дабы вывести взрослое окружение либо родителей из равновесия, и характеризуется неосознанностью, являясь результатом замалчиваемого гнева;

– эмоциональная неустойчивость;

– суицидальные наклонности, которые порождает заниженная самооценка, родительское равнодушие, чувство одиночества, депрессивные настрои;

– гомосексуализм, заключающийся в интимном влечении к субъектам своего пола;

– подростковая депрессия, выражаемая тоскливым, подавленным настроением, пессимизмом, ощущением собственной никчемности, заторможенностью движений, однообразием представлений, снижением побуждений, различными соматическими отклонениями;

– личностное самоопределение, которое включает социальное самоопределение, семейное, профессиональное, нравственное, религиозное и жизненное.

Когда лучше сходить с подростком к психологу

Иногда бывает трудно понять, является ли поведение вашего ребенка следствием типичных переживаний пубертата или пора обращаться к специалистам. Вот список «красных флагов», которые говорят о том, что подростку, а возможно и всей семье, нужна помощь специалиста:

  • подавленное настроение, которое длится две недели и больше: такое состояние может говорить о наличии клинической депрессии. Сюда входят такие признаки, как тоска, апатия, отсутствие интереса к прежним увлечениям и любым другим вещам
  • признаки нарушения пищевого поведения: потеря или набор веса, регулярный отказ от еды или переедание с последующим вызыванием рвоты. В этом случае необходимо исключить наличие анорексии, булимии и других опасных синдромов
  • расстройства сна и снижение жизненной энергии: бессонница, патологическая сонливость и постоянная вялость могут быть признаками заболеваний нервной системы
  • трудности в управлении эмоциями: замкнутость и уход в себя или, наоборот, чрезмерная раздражительность и конфликтность, что часто сопровождается стремлением и угрозами уйти из дома. Чтобы вовремя сгладить проблему и предотвратить опасные последствия в виде несчастных случаев из-за рискованного поведения подростка, необходимо обратиться к психологу
  • регулярное употребление алкоголя, наркотиков и сигарет — эксперименты с химическими веществами распространены в подростковом возрасте, но если ваш ребенок регулярно возвращается домой под воздействием алкоголя или других психоактивных веществ, нужно действовать немедленно
  • мысли о смерти, самоповреждение или попытки самоубийства — в этом случае нельзя считать, что вы справитесь с ситуацией самостоятельно. В связи с повышением уровня самоубийств среди подростков, отнеситесь к проблеме серьезно и покажите ребенка психотерапевту

Это основные признаки, при наличии которых следует обращаться к специалистам. В остальных случаях вы сами можете сделать так, чтобы период взросления прошел как можно более гладко и безболезненно. Вот некоторые советы:

Спланированный режим труда и отдыха: способствует лучшей концентрации и продуктивной учебе

Кроме того, усталый вид может негативно сказываться на внешности, что особенно важно для девочек-подростков
Интересный досуг и хобби: если подростку нечем заняться после учебы, то он будет все больше углубляться в свои внутренние проблемы. Занятия спортом помогают выплеснуть накопившуюся энергию и агрессию
Помощь специалистов: не бойтесь посещать педиатра, терапевта, психолога или эндокринолога, особенно если видите, что настроение и самочувствие ребенка ухудшается

При воспитании подростка следует помнить, что этот непростой период не зря назван переходным. Скоро вы вместе преодолеете трудности взросления, и взаимоотношения наладятся. Не забывайте, что ребенок любит вас и нуждается в вашей поддержке, а его не всегда приятное поведение на 90–100% обусловлено недостаточно совершенными структурами нервной системы и гормональным дисбалансом.

Проблемы подросткового возраста

В первую очередь следует отметить, что нельзя со стопроцентной уверенностью назвать те проблемы, с которыми сталкиваются все подростки. Этот набор будет зависеть от множества показателей: от личности ребенка, его воспитания, характера, социальной среды. Кто-то в 15 лет целыми днями рубится в «стрелялки», с трудом устанавливает контакт со сверстниками и наотрез отказывается посещать школу, а кто-то, наоборот, целыми днями пропадает в компании сомнительных друзей и практически не появляется дома. Однако специалисты говорят о возможности выделить ряд наиболее распространенных проблем.

  • «Вопросы пола». Сюда относится подростковая гиперсексуальность и все, что с ней связано – начиная с активной мастурбации, сопровождающейся чувством вины, и заканчивая ранними и беспорядочными половыми связями, венерическими болезнями и нежелательной беременностью. Кроме того, многие дети, особенно мальчики, испытывают острый стыд в связи со своей девственностью, что тоже может стать источником множества трудностей.
  • Желание самоутверждения. Чего хочет каждый тинэйджер? Выделиться, отстоять свою независимость и самостоятельность. Этот фактор и является источником девиантного поведения: здесь и скандалы с родителями и педагогами, и неприятие чужого мнения, и вспышки ярости, которые вызывает любая попытка вмешательства в личную жизнь.
  • Депрессии, замкнутость, скрытность. В последнее время все больше и больше детей испытывают серьезные трудности в общении: доступность и распространенность интернета приводит к тому, что подросткам тяжело устанавливать контакты в реальной жизни. Дружбе с одноклассниками они подчас предпочитают погружение в виртуальный мир – мир фильмов, видеоигр и форумов. Это закономерно ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, все свободное время проводит наедине с компьютером и отвергает все попытки родителей достучаться до него.
  • Потребность в социальной группе. Желание любой ценой быть как все и не отставать от сверстников нередко приводит к тому, что подросток против своей воли принимает участие в криминальных действиях, начинает курить и употреблять алкоголь.

Совет 3. Не налагайте табу на общение с друзьями из-за плохой оценки

В 12–16 лет ведущей деятельностью человека, безусловно, является интимно-личностное общение. Порой даже кажется, что сын или дочь любит друзей больше мамы с папой, и именно друзья отвлекают чадо от учёбы

На самом деле, при значимости коммуникаций, подрастающим детям не менее важно демонстрировать в дружеском общении усвоенные в период познавательной активности знания и навыки

Большинство подростков с удовольствием учатся новому.

Правда, это не всегда связано со школой. Например, тинейджер может написать контрольную работу на «два», потому что в момент подготовки к ней вдруг отвлёкся на паперкрафт и клеил гигантскую лисью голову всю ночь. Всё потому, что не оценил значимость мероприятия и увлёкся другим процессом, который не дал ему сконцентрироваться.

Причины психологических проблем у подростков

Причинами социальных проблем подростков иногда становятся самые неожиданные факторы, но психологи выделяют несколько из них, которые встречаются чаще всего.

Неправильное воспитание

В зависимости от стиля воспитания в семье и доверительности отношений с родителями риск возникновения проблем подросткового периода может быть разным. Например, в авторитарной семье, где родители не склонны договариваться с ребенком, постоянно его критикуют, не считаются с его мнением и не дают ему возможности самостоятельно принимать решения, подросток чувствует себя подавленным, ощущает свою беспомощность и пытается вырваться из-под тотального контроля.

И у тех, и у других подростков однажды возникают какие-либо серьезные проблемы с реализацией их ведущей деятельности – общением. Они или не умеют общаться и плохо идут на контакт, или становятся отвергнутыми в результате неприемлемого для сверстников поведения: слишком замкнутого, чрезмерно прилипчивого, нечестного или навязчивого.

Интенсивный рост организма

Внешний вид подростка весьма непропорционален, в связи с чем у детей начинают формироваться комплексы: слишком высокий или низкий рост, раньше или позже других появившиеся признаки полового различия, неприятный запах, проблемы с кожей и прочее.

Тяга к компании сверстников

Ведущая деятельность подросткового возраста, по мнению Л.С. Выготского, – общение со сверстниками. Первые проблемы здесь возникают у тех, кто не научился в дошкольном возрасте и в начальных классах качественно общаться. Одни не умеют налаживать контакт и поддерживать темы для разговоров, они часто страдают от сниженной самооценки и одиночества. Другие пытаются общаться слишком активно, в результате чего оказываются непринятыми, они также переживают от одиночества и отсутствия близкого окружения сверстников.

Появление ощущения взрослости

Подросток считает себя взрослым: хочет сам принимать решения, тратить деньги, выражать свое мнение, демонстрировать свою свободу действий. При этом, от «взрослой» жизни он хочет получать только положительные моменты. Но существует мир реальных взрослых, который ограничивает его: «Кроме прав не забывай про обязанности», «Нет такого слова – не хочу, есть слово – надо!», «Дома нужно быть в 10 вечера и ни минутой позже». В результате возникают конфликты, в которых подросток или проявляет агрессию, или чувствует себя беззащитным.

Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
«Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому  необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером

Игровая интоксикация

Выберите пол и возраст вашего ребенка. Ведет ли он себя агрессивно и нервозно при отсутствии доступа к компьютеру? Наблюдаются ли у него нарушение сна? Он отказывается от еды (даже самой любимой), встреч с друзьями и других увлечений ради лишнего часа в видеоигре? Не замечает, как сменяются день и ночь, и забывает о необходимость делать домашнее задание? Не может занять себя, если в руках нет мышки или смартфона?

Положительные ответы могут быть достаточным основанием для того, что диагностировать у ребенка зависимость от компьютерных игр. Подобный опросник предоставляет один из центров помощи трудным подросткам, который работает по принципу интерната. Игромания выделяется как достаточное основание для оказания специализированной помощи наряду с пищевыми расстройствами, проблемами с наркоманией, алкоголизмом, беспорядочными половыми связями и бродяжничеством.

Скрытый квест-1

Фото: Global Look Press/DPA/Sebastian Gollnow

Решение о том, не стало ли увлечение играми — будь то Fortnite, Minecraft, Roblox, Genshin или что-то из более старых тайтлов, — маргинальным, остается на сегодняшний день за родителями ребенка. Хоть Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) три года назад выделила зависимость от видеоигр как отдельное заболевание, общепризнанной системы его диагностирования и лечения пока нет, в том числе в России.

На прошлой неделе стало известно, что в мире еще в 2019 году был зафиксирован первый клинический случай госпитализации подростка из-за зависимости от видеоигр. Ранее подобные случаи уже фиксировалось, но с совершеннолетними геймерами. В Валенсии 15-летний парень на два месяца оказался в больнице из-за того, что не мог оторваться от игры Fortnite.

Мальчик проводил в виртуальной реальности по 20 часов в день, перестал исправно ходить в школу, общаться в друзьями и даже пренебрегал гигиеной. Психиатр Матиас Реал-Лопес (автор исследования, посвященного случаю в Валенсии) увидел в симптомах, которые наблюдались у испанского мальчика, сходство с состоянием героиновых наркоманов.

Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение

В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.

Лиля Брайнис,

социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»

1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.

2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться

Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи

Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.

3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей

Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать

Сочинение на тему «Какие мы современные подростки» для 7-го класса

Что всем приходит на ум при вопросе «какие современные подростки?». Интернет, компьютерные игры и мобильный телефон. Наши мамы на родительских собраниях жалуются на нас, что мы только и дело, что сидим дома за компьютером, мало гуляем и очень редко ходим в библиотеку. Так видят нас они – старшие. Но не всё с нами так плохо. Мои родители рассказывали мне о своём детстве, оно у них было забавным. Они делали рогатки, из бутылок — брызгалки и играли всем двором, бросали карбид в лужи и смотрели как он шипит. А однажды отец рассказал мне, как расплавил свинец и сделал маме фигуру в форме сердца. С того дня они вместе. Она показывала мне это сердце, небольшое и тяжёлое для своей формы. На мой взгляд, детство родителей было беднее и опаснее. Купить игрушки было не за что, приходилось выдумывать игры, иногда опасные для здоровья. Нам досталось другое детство.

Мы не катаемся на кусках картона с горки зимой, сладости – не подарок, а потребность по желанию и мы можем их купить. В наше свободное время мы проводим время в Интернете за общением со своими друзьями. Ведь взрослым очень часто на нас не хватает времени. Они работают, смотрят телевизор или разговаривают по телефону. Не лучший пример для нас, их детей. А мы рассказываем друг другу свои впечатления за день, делимся новостями, обмениваемся интересами. И не надо говорить, что мы не читаем! Может в библиотеку мы редко ходим, но у нас есть электронная библиотека.

Не у всех наших родителей есть деньги на новые книги, но очень много книг можно скачать на компьютер, планшет или телефон. Это быстро и удобно для современного подростка. И не нужно осуждать нас за это, такие мы современные подростки. Сейчас модно заниматься спортом, читать книги, а потом смотреть фильмы, снятых по этим книгам и делиться впечатлениями. Любой подросток хочет быть лучше и стремиться к этому. Наше время – время Гарри Поттера, покемонов и Инстаграма. Но в этом нет ничего плохого. Ведь Гарри Поттер – это волшебный мир книг, который питает нашу фантазию, покемоны и инстаграм «выгуливают» нас на улице. В мире столько всего интересного, со всеми хочется поделиться этим.

Поэтому мы проводим много времени за компьютером, мы собираем информацию, мы учимся, она всегда у нас под рукой. Какие мы современные подростки? Мы активные, спортивные, любим джинсы с дырками и социальные сети. Интернет тоже и это не делает нас хуже, это делает нас людьми современного мира, нового века. Просто, чтобы это понять, родители должны хоть иногда с нами говорить. Мы не выбирали время родиться, но не отказываемся от удобств этого века. Да и родители тоже, разве не так?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться с друзьями:

Рекомендуем также посмотреть!

Сочинение на тему «Листопад» для 4-го класса

Сочинение на тему «Литература 18 века в восприятии современного читателя»

Сочинение на тему «Изображение природы в лирике Ф.И. Тютчева»

Сочинение на тему «Волшебство в сказке Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Сочинение на тему «Снежная королева»

Сочинение на тему «Что я знаю о войне?»

Сочинение на тему «Город – герой Ленинград»

Сочинение на тему «Воскресная прогулка»

Сочинение на тему «Как надо читать вслух»

Сочинение на тему: «Помощники из шестого Б»

Сочинение на тему «Осенние каникулы»

Сочинение на тему «Моя семья»

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

  • проходит половую идентификацию, принимает на себя мужскую или женскую роль;
  • принимает свою внешность со всеми изменениями;
  • меняет форму общения с окружающими: родителями, сверстниками и др.;
  • принимает новый стиль отношений, превращается из ребенка в равноправного ответственного члена общества со зрелым поведением;
  • развивает интересы, находит направления для развития своих способностей, последующего профессионального ориентирования.

13 лет

Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.

Физические особенности у уже не малышей, но и ещё далеко не взрослых индивидов, характеризуются большей развитостью юных барышень в сравнении с их младыми кавалерами. Особенно это выражено в росте, поскольку у девушек замедляется формирование мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета.

Считается, что в среднем юноши отстают в формировании от девушек на два года

Однако не зависимо от половой принадлежности, все взрослеющие дети делаются более мнительными, начинают уделять внимание собственной внешности, у большинства отмечается рост аппетита

Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.

К особенностям эмоционального характера следует отнести:

– повышенную эмоциональность девочек;

– вспыльчивость;

– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;

– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);

– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);

– появляется увлечённость чем-то новым.

Среди особенностей социальной направленности выделяют:

– стремление к независимости от родительской опеки;

– появляется ценность дружбы;

– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;

– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).

Интеллектуальное развитие имеет следующие специфики:

– детям ближе делаются воззрения идеалистов;

– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;

– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);

– интенсивно проявляется умение мыслить логически;

– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;

– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.

Проблема 7. Отношения с родителями

Подростковый возраст – испытание для всех членов семьи. Вчерашние дети, которые считали все сведения, получаемые от родителей истиной, начинают сомневаться в правоте своих бессменных наставников. На этой почве возможно появление недопонимания, и, как следствие, ссоры и обиды друг на друга.

Причина изменений во взаимоотношениях связана с тем, что дети сильно меняются, взрослеют и нуждаются в переходе на новый уровень общения со своими родителями.

Что делать: к подростку не стоит подходить с наставлениями и в его жизнь нельзя бесцеремонно вмешиваться. Вместо этого нужно постараться понять и по возможности разделить с отроком его интересы.

Взрослому стоит научиться задавать правильные вопросы, и давать сдержанные рекомендации, которые не будут восприняты в штыки.

К примеру, если одежда подростка не соответствует правилам, предъявляемым в школе, отцу или матери нужно не заставлять своего ребёнка тут же переодеться, а похвалить его трендовый образ, но попросить сменить его на более подходящий костюм для учёбы.

Психологические проблемы, что переживает подросток.

психологические проблемы подросткового возраста

  1. Поиск своего «Я». Каждый кризис в жизни человека открывает новые представления о себе, но именно подростковый — становится основой для формирования личности. В это время ребенок еще не знает чего хочет. Он желает быть частью социума, при этом старается не потерять своего мнения. Эта проблема психологического возраста легко решается если обратиться к психологу. Он поможет ребенку изучить себя, свои достоинства и поможет определиться с интересами.
  2. Финансовая независимость. Выходя из беззаботного детства во взрослую жизнь, ребенок конечно понимает, что за покупки нужно платить, но он не знает как зарабатываются деньги, сколько усилий для этого нужно и поэтому не придает им такой ценности, как его родители. Также часто возникает ситуация манипуляции, когда из-за желания контролировать взрослые упрекают свое чадо в зависимости от них. Именно подобные ситуации заставляют ребенка искать варианты финансовой независимости уже сейчас.
  3. Сексуальное развитие. В результате полового созревания, выплеска гормонов и изменения тела тинейджер начинает изучать свою сексуальность. Теперь он по-другому смотрит на противоположный пол и проявляет знаки внимания. На фоне сексуального развития возникают и некоторые другие психологические проблемы подростков. Так, ребенок начинает изучать свое тело тактильно, может смотреть разного рода информацию и при этом ощущает стыд за свои действия.
  4. Неприятие другого мнения. В силу бескомпромиссного мышления тинейджер в период пубертата воспринимает только мнение своего авторитета. Соответственно, он не готов к другой точке зрения и категорически ее не приемлет. Этим связаны ситуации, когда в школе ученик спорить с учителем, всячески доказывая его неправоту, если услышал другое мнение.

психологические проблемы подросткового возрастапсихологические проблемы подростков

Социальные проблемы в семье и обществе

Под влиянием чувства взрослости начинает складываться общение с учителями и родителями. Подростки противятся выполнять родительские требования, болезненно реагируют на ущемление своих прав. Несмотря на противодействие внешне, внутренне подростки нуждаются в поддержке взрослых. Обычно они хотят обладать определенными правами, но не хотят брать на себя обязанности. Часто чувствуют себя лишними дома и начинают вести тайную жизнь. Родителям не следует чрезмерно опекать и контролировать ребенка в таком возрасте.

Общение со сверстниками становится очень значимым. Бывает, что новая дружба заставляет подростков пропускать уроки и забывать домашние обязанности. Мнение сверстников становится важнее родительского. Подростки объединяются в группы, перенимая поведение взрослых, создают свои кодексы поведения.

Когда необходимо обращаться за помощь психолога, психотерапевта?

  • если трудности с поведением подростка перерастают в проблемы, с которыми Вы не можете справиться – прогулы в школе, воровство, компьютерная зависимость, алкоголь, наркотики
  • если, несмотря на все Ваши усилия, не удается даже договориться о правилах поведения, что означает либо нежелание, либо неумение с той, с другой или с обеих сторон.
  • если договоренности (всех в целом устраивающие) не соблюдаются, что означает либо чрезмерную мягкость, либо излишнюю жесткость родительской позиции.

ИСТОРИЯ

К психологу обратилась семья с подростком 14 лет. Причины довольно обычные – мальчик плохо учится, невозможно его «оторвать» от компьютера, дома ничего не делает, в комнате бардак. Отношения в семье напряженные. Потребовалось достаточно времени, чтобы подросток начал доверять и рассказывать. И тогда выяснилось, что его обижают в школе, он подвергается настоящей травле и ничего об этом не говорил родителям потому, что «им нет до меня дела», «их только порядок в комнате и волнует». И проблема не в том, что родители черствые, равнодушные люди, как раз наоборот, слишком тревожные. Но их тревога и забота принимала форму контроля и требовательности. А подросток это воспринимал как отвержение и пренебрежение.

В любом случае, если трудности в отношениях с подростком отнимают у Вас силы и покой, имеет смысл обратиться к специалисту. Есть много вариантов и форм работы: родительские группы, семейные консультации, группы и тренинги для подростков, индивидуальная психотерапия. Даже если Ваш сын или дочь отказываются идти, Вы можете получить помощь и, разобравшись в ситуации, ее изменить. Потому что в отношениях всегда участвуют как минимум двое.

Совет 5. Не сваливайте на ребёнка проблемы взрослых и не принижайте его собственные

Мальчики и девочки в переходном возрасте частот впервые испытывает влечение к противоположному полу, порой сильное и не осознанное. Взрослым же кажется это ерундой. «У тебя ещё миллион таких будет» — отмахиваются родители от первых влюблённостей своих детей.

Но для подростка это может быть реальной проблемой

Нельзя недооценивать важность происходящего, осуждать выбранный объект чувств и обесценивать сами чувства. Важно оставаться в контакте в этот период: слушать, делиться опытом, помогать опознавать чувства, проговаривать их

Обратная сторона медали — перекладывание на подростка проблем взрослых. Ребёнок не должен вместе с вами переживать ваши проблемы на работе или быть в курсе того, из каких денег вы купили ему новые ботинки. Но не скрывайте от ребёнка развод, потерю близких, предстоящий переезд или смену материального достатка, свою усталость и слёзы.

Здесь трудно отыскать грань, но в этих отношениях вы взрослый, а значит только вы сможете помочь юному человеку сформироваться в высоко интеллектуальную и эмоционально здоровую личность, которая сможет своим интеллектом воспользоваться.

Если подростковый возраст проходит тяжело для вас и ребёнка, просите поддержку у специалистов. В Экстернате и Домашней школе Фоксфорда дети и родители получают бесплатную психологическую помощь в течение всего периода обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector