Чем долговременная память отличается от кратковременной
Содержание:
- Советы
- Теории памяти
- Диагностика
- Нарушение памяти: виды и причины
- Программы для развития памяти и внимания
- Виды памяти
- Память и информация
- Программы для развития памяти и внимания
- Как развивается кратковременная память
- Когнитивные функции в повседневной жизни
- Шесть способов улучшить кратковременную память
- Диагностика
- Тренировка и развитие кратковременной памяти
- Другие интересные задания
- Как тренировать память онлайн?
- Физиология процесса запоминания
- Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
- Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?
- Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
- Кратковременная память
Советы
Могу подтвердить на личном опыте, что возможности нашего мозга безграничны. Мне повезло, потому что мои тренировки начались еще в детстве, поэтому на сегодняшний день я достиг значительных результатов. Однако на примере своих учеников могу сказать, что успешно тренировать память возможно в любом возрасте, главное — желание и целеустремленность.
Простые тренировки принесут ощутимый положительный эффект для всего организма и позволят надолго забыть о возможных проявлениях старения мозга.
Источники
- Гарибян С.А. Активизация мышления, развитие памяти. Ереван, 1989. -123 с.
- Bjorklund, D. F., & Douglas, R. N. (1997). The development of memory strategies. In C. Nelson (Ed.), The development of memory in childhood, 201- 246.New York, NY: Psychology Press Ltd.
- Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. Волгоград., 1998. -144 с.
- Perner, J., Kloo, D., & Gornik, E. (2007). Episodic memory development: theory of mind is part of re?experiencing experienced events. Infant and Child Development, 16(5), 471-490.
- Андреев О.А., Хромов JI.H. Тренируйте память М., 1994.- 208 с.
Теории памяти
- Физиологический подход – теория нейронных моделей. Нейрон – синапс – нейрон.
- Биохимический подход – 2 стадии запоминания:
- Обратимая электрохимическая реакция
- Необратимая биохимическая реакция
Долговременное хранилище – кора головного мозга. Гиппокампы — S – образные формирования внутри полушарий, обрабатывают новую информацию и направляют ее на постоянное хранение.
Психологический подход – ассоциативная теория: по сходству, по сложности, по контрасту. Гештальт-теория (материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов). Лицо.
Деятельностный подход (эффективность запоминания определяется значимостью материала для деятельности личности
-Декларативная — содержит сведения о мире: Пушкин-поэт, обеспечивается функционированием коры головного мозга.
-Процедурная — различные движения, действия, которые мы умеем выполнять: письмо, езда на велосипеде.
. Семантическая (факты, не относящиеся к конкретному временному контексту, общие сведения).
Эпизодическая (лично пережитые человеком события).
Имплицитная имеет место, когда мы находимся под влиянием прошлого опыта, не осознавая этого.
7.2 Эксплицитная – память, которая имеет место осознавания.
Диагностика
Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.
Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.
Рекомендуемый материал:
Варианты задания:
- Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
- Их можно записать на доске.
- Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.
Задание:
- Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
- После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
- Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
- Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
- То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.
Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:
Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому
При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно
Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.
Карточка с текстом:
Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых мыслей) : А (общее количество выделений в тексте) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.
При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).
Нарушение памяти: виды и причины
Причины нарушения памяти довольно разнообразны. В первую очередь к таковым относятся травмы и поражения головного мозга, а также заболевания других органов, отражающиеся на общем состоянии человека. Частое злоупотребление алкоголем, никотином, наркотиками, систематический прием сильных лекарственных средств могут привести к нарушению памяти. Причиной этой проблемы является также неправильный образ жизни человека, наличие постоянных стрессов, хроническое недосыпание и переутомление. Многие люди с возрастом начинают замечать, что у них стала плохая память. Если проблемы с памятью, вызванные неблагоприятными жизненными факторами, устранить довольно легко, то нарушения, спровоцированные серьезными травмами, очень сложно поддаются лечению.
Как и виды памяти в психологии, ее расстройства также многообразны. Они подразделяются на несколько групп. К первой относятся амнезии. Это заболевание характеризуется нарушением способности индивида хранить, запоминать и воспроизводить информацию. Иногда человек не может вспомнить события, которые происходили до получения травмы. В некоторых случаях он, наоборот, прекрасно помнит далекое прошлое, но не способен воспроизвести то, что случилось с ним пару минут назад.
Ко второй группе относятся частичные нарушения памяти. Они делятся на гипомнезию, то есть снижение памяти, и гипермнезию – заболевание, характеризующееся чрезмерным повышением способностей сохранять информацию.
Третья группа включает в себя нарушения, связанные с искажением информации или ложными воспоминаниями. Заболевания такого рода носят название парамнезии. Люди могут присваивать себе чужие мысли и действия, смешивают в своем сознании прошлое и настоящее, считают реальностью вымышленные события.
Столкнувшись с любым из перечисленных нарушений памяти, человеку необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Вовремя начатое лечение во многих случаях делает начавшиеся изменения обратимыми.
Программы для развития памяти и внимания
В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.
MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
«Лунтик
Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.
Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей. Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Виды памяти
Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную.
- краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
- среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
- долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека.
Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.
Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.
Память и информация
Что такое знание? Ты сейчас читаешь мою статью и узнаешь новую информацию. Это и есть знания. И вся информация, которую ты узнаешь, переходит в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (пять-семь минут). После этого информация может забыться полностью или перейти в долгосрочную память.
Изучая данную информацию, я поняла, что у меня проблемы с «переносом» из краткосрочной в долгосрочную память. Наша память напрямую связана с эмоциями, то есть мы лучше всего запоминаем информацию, связанную с положительными или отрицательными эмоциями.
Бесплатный мастер-класс «КОУЧ — ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО».
При регистрации бонус Чек лист 7 Шагов самокоучинга!
Забрать бонус
Для того чтобы информация перешла сразу в долговременную память, нужна очень сильная эмоция, которая «заставит» нас это запомнить.
Эти строки я помню с 10 лет, хотя и не помню, что испытывала тогда, прочитав их.
Программы для развития памяти и внимания
В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.
MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
«Лунтик
Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.
Как развивается кратковременная память
Улучшить когнитивные способности и сделать кратковременную память лучше можно при помощи регулярных тренировок. Неврологи и нейропсихологи рекомендуют:
- онлайн-тренажеры для мозга;
- метод многократного повторения (воспроизводить одну и ту же информацию с интервалом в несколько часов, дней);
- упрощать (укрупнять) материал так, чтобы его было легче запомнить;
- использовать образное и ассоциативное мышление;
- добавлять эмоциональный компонент, делая информацию более яркой.
Большую пользу приносят интеллектуальные игры, заучивание стихов, изучение иностранных языков.
Принцип улучшения памяти | Способ улучшения памяти |
интерес | интересное легко запоминается |
осмысление | глубоко осознанная информация хорошо запоминается |
установка | если человек настроен запомнить информацию, то она хорошо усваивается |
действие |
информация, которую можно применить на практике, усваивается очень хорошо |
контекст | ассоциативное связывание помогает запомнить информацию |
торможение | при изучении новой информации старая “перекрывается” |
повторение | повторение помогает хорошо усвоить информацию |
оптимальная длина ряда | информация, которую необходимо усвоить, не должна быть намного длиннее объема кратковременной памяти |
Образ жизни человека тоже отражается на способности к запоминанию. Поэтому специалисты рекомендуют:
- отказаться от вредных привычек — курения, алкоголизма, наркомании;
- спать не менее 7-8 часов в сутки;
- гулять на свежем воздухе не менее 1 часа в день;
- избегать стрессовых ситуаций;
- чередовать умственные и физические нагрузки;
- питаться сбалансировано.
Неврологи пациентам с начинающимися когнитивными проблемами назначают курс лечения препаратами для улучшения мозгового кровообращения. При наличии опухоли рассматривается вопрос об операции. В большинстве случаев комплексный подход дает возможность восстановить кратковременную память или замедлить ее снижение.
Когнитивные функции в повседневной жизни
Любое дело требует от нас включения когнитивных способностей
Работаете ли вы программистом, учителем в школе, пилотом самолета или ученым, для успешного выполнения любой деятельности необходимы внимание, восприятие, память и мышление. Однако каждая из этих когнитивных функций имеет свои особенности и подтипы
Попробуем провести научно-популярный анализ простого дела, которое выполняет каждый из нас, — похода за продуктами. Ментально мы совершим путешествие в магазин и разберем этот процесс на когнитивные составляющие.
Мы приходим в магазин. Как правило, у нас есть определенный список продуктов (или приблизительное понимание того, что мы хотим купить).
Например, мы хотим купить яблоко. Так как мы взрослые люди, у нас в памяти уже хранится его образ: что это такое, как выглядит. Именно поэтому среди множества других фруктов мы можем найти яблоко. Если бы вместо нас в магазин пошел маленький ребенок, он мог бы не найти яблоко, так как в его памяти еще нет такой категории.
Итак, мы нашли яблоко. Теперь смотрим на его цену. Внутреннее ощущение говорит нам, что яблоко продается либо по очень выгодной цене, либо по завышенной. Чтобы понять, устраивает ли нас цена, мы вспоминаем некую среднюю цену, за которую привыкли брать этот фрукт. Сравнивая две цены, мы принимаем решение: брать яблоки или нет. При этом мы запоминаем примерную стоимость продукта, который берем, чтобы потом посчитать сумму, которую должны будем заплатить.
После выбора яблока мы идем к следующему прилавку и здесь выбираем, например, молоко. Весь описанный процесс повторяется. При этом к ориентировочной цене яблока прибавляется цена молока. Если яблоко стоит примерно 30 рублей, а молоко 70, то мы ожидаем, что на кассе заплатим примерно 100 рублей. Далее процесс повторяется с другими продуктами.
Подойдя к кассе и расплатившись, мы смотрим на чек. В голове мы сравниваем цифры в чеке с предполагаемой ценой в 100 рублей за два продукта. Далее вновь принимаем решение: «Всё верно, можно идти домой» или «Обманули. Пойду выяснять». После шопинга мы приходим домой, ужинаем и забываем обо всех мыслях, которые наполняли наш мозг в магазине. Таким образом, даже самое простое дело вроде похода в магазин требует включения целого ряда когнитивных функций. Попробуем разобраться в том, каких именно.
В 1986 году два американских ученых Ричард Аткинсон и Ричард Мартин Шиффрин выделили три типа памяти в зависимости от длительности сохранения воспоминаний: долговременную, кратковременную и сенсорную (ультракороткую).
Может быть интересно
Сенсорная память — это память наших рецепторов. Она очень точная, но слишком краткая, чтобы как-то влиять на наше поведение.
Долговременная память — это вся та информация, которая хранится в нашей голове долго, возможно, . Ряд исследователей предполагают, что мы запоминаем практически все моменты нашей жизни и с помощью гипноза их можно восстановить. Однако другие ученые утверждают, что со временем мы можем терять доступ к таким воспоминаниям. К долговременной памяти относят наше знание самих себя, своей биографии, различных теорий и концепций.
Кратковременная память — это промежуточная стадия, когда информация удерживается в голове, скажем, 20–30 секунд. В фильме Кристофера Нолана Memento у героя была антероградная амнезия: он запоминал всё, что происходит, но лишь на 20–30 секунд. Затем вся информация забывалась, так и не достигнув долговременной памяти.
Шесть способов улучшить кратковременную память
Умывайся с закрытыми глазами
Как зайдешь в ваннную, сразу закрывай глаза — поиск зубной щетки, пасты, мыла, шампуней, гелей станет для твоего мозга (особенно для той его части, что отвечает за память) неплохой разминкой. Ориентирование вслепую — простой способ перезагрузить внимательность и память.
Вышел из ванны — зайди в кухню. Закрой глаза и попробуй отыскать в холодильнике банку с вареньем, открой ее и поешь с булочкой.
Посчитай, сколько капель появилось на столе
Двигай телом
Танцевальные движения не только активируют мозжечок (он отвечает за предусмотрительность и суждения), но и заставляют твой организм вырабатывать нейротрофический фактор мозга (BDNF) — белок, необходимый для эффективной коммуникации нейронов. Танцы — это социальное действо, и, как всякая коммуникация, они активизируют работу нейронов. Кроме того, танцы, как и другие физические упражнения, помогают сердцу гнать кислород к мозговым извилинам и улучшают координацию.
Смени рабочую руку
Уже писал ранее, но напоминаю — побудь левшой, если ты правша, и наоборот. Обычные действия (держать вилку, ложку, зубную щетку), переложенные на непривычную руку, уже помогут твоему мозгу перезагрузится и научиться простым вещам заново. «Когда ты — еще в детстве — привыкаешь всегда использовать одну и ту же руку для выполнения какой-либо задачи, это становится рефлексом — и его полезно «растеребить», — советует Аллен Силс, профессор нейрохирургии в медицинском центре Университета Вандербильта (США). — Когда ты меняешь руку, мозг активируется, чтобы задействовать новые области — это отличная разминка для него».
Настольный теннис
«Пинг-понг улучшает координацию связки рука-глаз и дает твоему мозгу отличную тренировку, — утверждает Дэниел Амен, исследователь работы мозга и основатель Клиники Амен (США). — И вообще запомни: когда дело доходит до интеллектуальной тренировки, первое правило — делать вещи, которые твой мозг делать не умеет. Любое обучение новому — прекрасная разминка для мозга, и настольный теннис в этом смысле очень крут».
Если нет возможности — просто подкидывай шарик ракеткой столько, сколько сможешь.
Если процесс затягивается — отбивай попеременно одной и другой сторонами ракетки.
Пройдись по магазинам
«Шоппинг — прекрасная тренировка для ума, — уверен Гэри Смолл. — Ты ходишь по магазинам, ты контактируешь с новыми людьми, ты высчитываешь цены. Все эти действия заставляют работать разные области мозга, при этом они следуют одно за другим — считай, что это своего рода кросс-фит для ума. Однако не увлекайся покупками чрезмерно — излишне большие траты могут вызвать стресс и наоборот навредят твоему компьютеру».
Научись жонглировать
Согласно результатам опубликованного в 2013 году в журнале Nature исследования, систематическое жонглирование увеличивает некоторые области мозга. После того как трех новичков в течение трех месяцев обучали бросать шары, количество коричневого вещества в височной доле и позади внутритеменной борозды (эти области обрабатывают визуальную информацию и двигательные функции) у них увеличилось. «Жонглирование — и любое другое занятие, требующее работы крупной и мелкой моторики, ориентации в пространстве и распознавания последовательностей, — заставит твой мозг вкалывать по полной, разбудив все спящие до тех пор области», — уверяет Аллен Силс.
Диагностика
Чтобы выяснить, насколько хорошо развита долгосрочная память у человека, проводятся различные тестовые методики.
Методика №1. Запоминание слов, логически не связанных между собой
Суть. Испытуемым даются 2 списка слов (детям 6-12 лет будет достаточно одного), логически не связанных между собой. Каждое из них пронумеровано.
Рекомендуемый материал:
Варианты задания:
- Списки можно зачитать вслух (не позволяя испытуемым их записывать). Если слова зачитываются, это нужно сделать 2-3 раза для взрослых и 4-5 раз — для детей 6-12 лет.
- Их можно записать на доске.
- Их можно раздать на отдельных листочках каждому испытуемому.
Задание:
- Внимательно прослушать/прочитать списки слов и попытаться их запомнить.
- После многократного прослушивания/прочтения постараться воспроизвести на бумаге. Желательно в том же порядке.
- Далее нужно отвлечься на какую-нибудь другую деятельность.
- Через полчаса списки прочитываются/прослушиваются ещё один раз и снова воспроизводятся.
- То же самое проделывается ещё дважды — на следующий день и через неделю. Слова при этом снова прочитываются/прослушиваются, но только один раз.
Результаты всех 4 тестирований высчитываются по следующей формуле:
С (коэффициент ДВП) = В (количество правильно воспроизведённых слов) : А (общее количество слов) х 100.
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы:
Методика №2. Запоминание текста со смысловой связью
Суть методики почти такая же. Только текст не читается вслух, а раздаётся каждому испытуемому
При этом обращается внимание на то, что в нём жирным шрифтом выделены главные мысли, которые и нужно потом воспроизвести. То есть запоминать сами предложения и весь текст не обязательно
Данная методика проводится для диагностики ДВП у подростков (13-17 лет) и взрослых.
Карточка с текстом:
Воспроизвести главные мысли текста нужно сразу после прочтения, потом через полчаса, на следующий день и через неделю. Результаты всех 4 тестирований высчитываются по формуле:
Далее находится среднее арифметическое всех 4 тестирований и на основании получившегося результата делаются выводы по таблице, приведённой выше.
При серьёзных нарушениях долговременной памяти проводятся лабораторные методы диагностики (ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗИ).
Тренировка и развитие кратковременной памяти
Краткосрочная память тесно связана с вниманием, поэтому, тренируя ее, человек влияет на все остальное. Очень хорошо тренирует кратковременную память медитация
Медитировать просто: необходимо быть сосредоточенным на дыхании в течение какого-то количества времени. Если фокус сбивается, необходимо опять сосредоточиться на дыхании. Можно выбрать любой другой объект для концентрации.
Медитация укрепляет память
Во время медитации вдох и выдох всегда надо удерживать в кратковременной памяти. Это только кажется легко, но даже в течение 5 минут неопытный человек отвлекается раз 19 или 20.
Хороший способ улучшить плохую память или сохранить ее до старости – пешие прогулки. Они способны развить гиппокамп – участок головного мозга, отвечающего за способность мозга хранить информацию.
Совет. Полезно устраивать пешие прогулки на длительные расстояния, исследуя новые места города. Лондонские таксисты имеют классную память как раз за счет того, что они знают каждую улочку, что сделало их гиппокамп поистине огромным. Минимально пешая прогулка должна длиться 2 часа в день.
Память и мелкая моторика также хорошо связаны между собой. Для развития способности запоминать полезно мять пластилин или глину, лепить какие-то фигурки.
Упражнения
Любое действие, использующее кратковременную память, является упражнением. Есть ряд приемов, которые способны быстро ее усовершенствовать:
- Запоминание последовательности чисел. Это упражнение используется и для тестирования этой функции.
- Чакинг (группировка объектов). Чтобы вместить больше информации в кратковременную память, необходимо разбить ее на блоки. Номера телефонов разбиваются на три числа, поскольку так приходится запоминать не семь чисел, а три. Можно поупражняться в делении на блоки какого-то ряда чисел.
- Мнемотехника. Она направлена на развитие кратковременной памяти, но, если регулярно повторять изучаемый материал, то он перейдет в долговременную. Мнемотехника – полноценная дисциплина в психологии, на изучение которой придется потратить много времени. Чтобы сохранить информацию на всю жизнь, необходимо повторять ее через равные временные промежутки. Тренировать навыки мнемотехники можно с помощью программы Mnemocon для Android и iOS.
Существует множество приложений для смартфонов, тренирующих целый спектр когнитивных функций.
Другие интересные задания
Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.
Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга
Watch this video on YouTube
Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:
- Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
- Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
- Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.
Как тренировать память онлайн?
Современные технологии предлагают множество вариантов тренировки памяти через интернет. Это могут быть полезные сайты с текстовыми заданиями, специальными изображениями. Чаще встречаются сайты с тренажерами для общего развития мозга и памяти, в том числе. Дополнительно предлагают специфические игры для интеллектуального развития.
Преимущества тренировки памяти в онлайн-режиме:
- Дополнительный интерес к процессу из-за набора очков, зарабатывания звездочек и так далее;
- Прогрессирующее усложнений заданий, их разнообразие;
- Возможность соревнований с другими онлайн-пользователями;
- Возможность отслеживания своих достижений и наглядная демонстрация улучшения памяти;
- Проведение интересных занятий в общественном транспорте, на работе, в отпуске, дома – достаточно наличия интернета и переносного устройства, например, телефона.
Если вы выбираете онлайн-тренировки для того чтоб не просто получить ответ на вопрос как улучшить память, но и уивдеть реальные результаты через непродолжительный период времени, рекомендуется проходить упражнения или игры ежедневно. Не рекомендуется проходить тренировки раз в неделю или реже, но большими блоками. Кроме того, лучше выбирать те тренажеры, которые будут казаться более сложными, чем вы привыкли, и отказаться от игр, которые можно пройти без особых усилий. То же самое касается подбора соперников, если тренировка носит соревновательный характер.
Физиология процесса запоминания
Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.
Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.
Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.
Рекомендации по улучшению кратковременной памяти
Кратковременную память можно и даже необходимо развивать. Это поможет не только научиться сохранять нужные воспоминания, но и избежать всевозможных расстройств памяти в старости. Существует несколько простых способов, благодаря которым можно изменить гибкость ума и скорость мышления.
- Тренировка внимания
- Использование мнемотехники
- Правильное питание и физическая активность
Рассмотрим каждый из этих советов подробнее.
1) Тренировка внимания
Оперативная и кратковременная память требуют полной включенности в выполняемый процесс
Произвольное внимание, направленное на объект, связанный с запоминанием, помогает лучше запомнить материал, а затем — перенести его в долгосрочную память. Именно поэтому упражнения, направленные на развитие внимания, благотворно повлияют и на память
2) Использование мнемотехники
Мнемонические приёмы рекомендовано использовать тем, кто имеет ярко выраженные проблемы с кратковременной памятью. Они также помогают переводить информацию в долговременную память, оказывая положительное влияние на скорость и качество запоминания. Действуют такие приёмы так: незнакомые и/или абстрактные понятия необходимо превратить в конкретные и понятные образы-ассоциации. Таким образом незнакомые данные прочно связываются с теми, которые уже хранятся в памяти, и информация максимально быстро закрепляется и не забывается.
3) Правильное питание и физическая активность.
Правильное с точки зрения потребностей мозга. Известно, что на улучшение памяти — как кратковременной, так и долговременной — положительно влияет употребление определённых продуктов:
- содержащие витамины группы В (в особенности В6, В9, В12): зелёные овощи, белковые продукты, мёд.
- витамины С, Е и бета-каротин. Они содержатся в ягодах и свежевыжатых соках.
- жирные кислоты и Омега-3. Их источником являются морская рыба и грецкие орехи.
Необходимо помнить, что недостаточно съесть горсть орехов, чтобы моментально улучшить память. Только ежедневное систематическое потребление необходимых продуктов даст хороший эффект в долгосрочной перспективе.
Что касается физической активности, то несложные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе обеспечивают мозг кислородом и питательными веществами, что благотворно сказывается на его работе в целом и на способностях к запоминанию в частности.
Какие 5 видов памяти улучшают кратковременную?
Оговоримся, что под кратковременной будем принимать запоминание информации на минуты-часы-дни.
Каждый день человек сталкивается с большими объемами информации. Чтобы обработать ее и правильно использовать, нужна хорошая память. В мыслительной деятельности, процессе общения, чтения и многих других областях используется кратковременная ее разновидность. Она помогает обрабатывать разную информацию.
Но некоторые люди замечают, что им сложно принять какое-то решение, ответить на вопрос по прослушанному разговору, запомнить номер телефона или имя продавца, увиденное на бейджике в магазине. В таком случае нужно поработать над собой и улучшить свои способности к запоминанию.
Определите вид кратковременной памяти для «доработки»
В зависимости от источника информации и индивидуальных особенностей мозга есть несколько её видов:
- зрительная;
- тактильная;
- вкусовая;
- обонятельная;
- слуховая.
Перед тем, как улучшать запоминание и короткую память, нужно выяснить, какая разновидность работает хуже, а какая развита больше. Большинство людей чаще всего пользуются зрительной и слуховой. Но некоторым для лучшего запоминания нужно записать информацию, чтобы сработала мышечная память.
Кто-то для запоминания пользуется методом ассоциаций: связывает то, что нужно запомнить, с каким-то запахом или вкусом.
Отличие кратковременной памяти от оперативной и долговременной видов памяти
Поскольку кратковременная память тесно связана с выполнением какой-либо задачи — например, выучить билет к экзамену, либо запомнить список покупок, за которыми нужно отправиться в ближайшее время, она тесно связана с оперативной (рабочей) памятью.
При этом оперативная память позволяет работать с данными, поступившими в кратковременную память — подскажет цифры телефонного номера, чтобы вы успели их записать, либо напомнит, зачем вы вышли в другую комнату — а затем сотрет ненужную более информацию.
Но почему же мы до сих пор помним, что 2*2=4, что день рождения любимой бабушки в Июне, или то, что Архимед кричал “Эврика!”? Дело в том, что эти и другие подобные факты перешли в долговременную память
Именно там хранятся те данные, которые мы повторили достаточное количество раз, чтобы убедить мозг в их важности и актуальности
Таким образом, кратковременная память — это та самая золотая середина, которая лежит между оперативной и долговременной видами памяти и “отфильтровывает” нужные воспоминания от ненужных, сохраняя первые и стирая вторые.
Кратковременная память
Выделяя виды памяти в психологии, чаще всего в первую очередь упоминают долговременную и кратковременную память. Последняя представляет собой способ хранения информации в течение небольшого промежутка времени, как правило, от 20 до 30 секунд. Очень часто с ней сравнивается физическая память компьютера.
Кратковременная память сохраняет обобщенный образ предмета, который воспринял человек. Она акцентируется на самых основных и выделяющихся чертах, наиболее запоминающихся элементах. Кратковременная память функционирует без предварительной установки на запоминание. Однако при этом она направлена на воспроизведение только что полученной информации.
Основным показателем, характеризующим кратковременную память, является ее объем. Он определяется количеством единиц информации, которые человек будет способен воспроизвести с абсолютной точностью через 20-30 секунд после того, как некие данные один раз были представлены перед ним. Чаще всего объем кратковременной памяти людей варьируется в промежутке между 5 и 9 единицами.
Информация удерживается в кратковременной памяти за счет повторения. Данные сканируются нашим мозгом с помощью зрения, а затем проговариваются внутренней речью. После этого начинает работать кратковременная слуховая память. При отсутствии повторения сохраненные элементы со временем забываются либо вытесняются вновь поступившими данными.